«Мы живем в опасное время и в самом тревожном регионе»
- Олег Михайлович, в последние годы мы только и слышали о реформе службы безопасности, которая, как известно, принесла не только положительные плоды. Стала ли служба выходить из кризиса? Насколько сегодня, на ваш взгляд, эффективна система безопасности государства?
- Вообще-то это вопрос, беспокоящий, пожалуй, сегодня всех действующих сотрудников Федеральной службы безопасности. Наша современная история связана с многочисленными реорганизациями, со сменами руководителей и с внутренними структурными изменениями службы. Особенно это было заметно в первый период после того, когда очень мощная служба - КГБ СССР - была практически развалена. Создавалось такое впечатление, что целенаправленно осуществляются шаги по ослаблению системы безопасности нашей страны в целом. Достаточно вспомнить, что с мая 1991 года был выделен КГБ РСФСР. Потом он был реорганизован в МСБ, потом в АФБ, позже – в МБ, далее ФСК и ФСБ. Эти пять лет реорганизаций, как правило, не были направлены на усиление нашей структуры и системы безопасности страны в целом. Думаю, что для всех понятно и то, что частая смена руководителей тоже не вела к укреплению.
Но начиная с 1997 года, последовательно предпринимались шаги по укреплению службы безопасности, по восстановлению ее кадрового потенциала. И, на мой взгляд, сегодня мы уже чувствуем себя довольно уверенно. За последние пять-шесть лет подросло поколение высокопрофессиональных работников. И проводящиеся сейчас мероприятия по передаче нам пограничных войск, частично ФАПСИ тоже сыграли положительную роль и направлены на укрепление Федеральной службы безопасности.
- И все-таки, я понимаю, что вопрос не вполне корректный: как можно оценить систему безопасности России сегодня?
- Мне трудно судить о системе в целом. Безопасность страны включает в себя не только органы госбезопасности, но и органы исполнительной власти и управления, органы законодательной власти, правоохранительные структуры. Когда все эти составляющие работают в комплексе, тогда система на самом деле эффективна и сильна. На мой взгляд, этой проблеме уделяется достаточно много внимания. Сегодня можно оценить систему безопасности государства как работающую. И это главное.
- Самая главная тема сейчас на Ставрополье – предотвращение терактов. Вы можете сказать, сколько конкретно террористических актов удалось предотвратить за последний год?
- Для Ставропольского края это действительно тема номер один. И основная задача нашего управления, как я считаю, это предупреждение террористических актов. Практически ежедневно нам приходится сталкиваться с такого рода проблемами.
Глубоко убежден, что нужно бороться не со следствием, а с причинами терроризма как на территории нашей страны, так и в мире. Мы знаем, откуда исходит основная угроза. Источник терроризма на территории России сегодня - это бандформирования, находящиеся в Чеченской Республике и частично в Ингушетии.
В этом плане в нынешнем году мы провели полезную работу. В результате оперативно-разыскных и оперативно-боевых меро-приятий, специальных операций на территории Чеченской республики были задержаны и переданы следствию три полевых командира, пять активных членов НВФ, три участника нападения на Буденновск в 1995 году - Муталибов, Эдисултанов и Сулейманов, которые уже приговорены к длительным срокам лишения свободы. Задержан и некий Исаков, участник терактов, совершенных в Дагестане. Задержали наши сотрудники и начальника личной охраны Ахмеда Закаева, участника нападения на Дагестан в 1999 году. Кроме того, при оказании вооруженного сопротивления нейтрализованы пять главарей и 20 боевиков, участвовавших в подготовке и совершении террористических актов у нас в регионе и в России. Предотвращены шесть диверсионно-террористических актов. Дезорганизована и нейтрализована деятельность бандформирования, численностью до двухсот человек, подчиненного Басаеву. На его базах изъяты СВУ мощностью до 50 килограммов тротила, стрелковое вооружение, большое количество боеприпасов.
Примерно такие же результаты получены во время спецопераций и на территории Ингушетии. Здесь наши сотрудники выявили и обезвредили «Газель», заминированную ста килограммами взрывчатки, в Чечне – два таких автомобиля, один из которых был начинен 120 килограммами пластида. Уничтожены 12 баз боевиков и семь тайников с оружием, продовольствием и другим снаряжением. Освобождены трое заложников, в том числе и руководитель гуманитарного фонда «Дружба» из Санкт-Петербурга Нина Давыдович. Изъято много оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатого вещества. Эта работа как раз и была направлена на предотвращение возможных террористических актов.
- А что следует сделать еще, чтобы не допускать терактов впредь?
- За 2001-2003 годы на территории Ставропольского края произошли четыре теракта, два из них – в нынешнем году. До этого периода зафиксированы более двадцати терактов, потом было некоторое затишье, теперь вновь активизация.
- И все-таки наши читатели отмечают, что некоторые из последних мероприятий по обеспечению безопасности просто надуманы. Если не сказать, смешны. Речь идет о вертолете со снайпером, сопровождающем электричку, о тепловозе, который «разведывает» путь впереди электрички и так далее…
- Я уже сказал о своих подходах по предупреждению террористической деятельности. Еще раз хочу подчеркнуть, что надо бороться не со следствиями, а с причинами. Безусловно, надо усиливать режимные меры. Но вместе с тем мы очень четко осознаем, что на каждом полустанке, платформе видеоаппаратуру слежения не поставишь, турникеты по всей стране тоже не расставишь. На каждую электричку не выделишь подразделения ОМОНа. Это просто невозможно – и финансово, и технически. Если мы решим локально эту задачу на определенном маршруте Кисловодск – Минводы, это еще не значит, что мы полностью предотвратим теракты на территории края. Они могут быть осуществлены в другом месте. Поэтому нужно ликвидировать источник возникающих угроз.
Отмечу особо, что огромную роль играет бдительность населения. Мне кажется, что каждый должен осознать, что мы живем и в тревожное время и в самом опасном регионе, более всего подверженном устремлениям бандитов. Не зря же мы говорим, что Ставропольский край является форпостом и России, и православия. Это, к сожалению, не только мы осознаем, но и тот противник, с которым мы сегодня боремся. Так что успех возможен только при общих усилиях правоохранительных органов, органов власти и населения.
- Олег Михайлович, а как идет расследование последнего теракта в электричке?
- Мы очень плотно занимаемся расследованием этого теракта. У нас создан и в круглосуточном режиме действует оперативный штаб, которым я руковожу. Работаем мы в тесном взаимодействии с органами МВД на транспорте и ГУВД по Ставропольскому краю сегодня. Мы уже располагаем сегодня информацией о заказчике этого теракта, организаторе, группе, которая его готовила. Есть у нас уверенность в том, что мы установим и данные террориста-смертника. Так что перспектива раскрытия этого преступления есть, как и первого террористического акта в электричке. Они подготовлены и осуществлены одной группой.
- И тем не менее у людей призывы к гражданской бдительности вызывают определенное раздражение: почему, мол, мы должны делать работу за правоохранительные органы, на содержание которых мы платим налоги…
- Это обывательский подход, на мой взгляд. Нужно четко понимать, что борьба с терроризмом – наша общая задача. Если мы хотим жить безопасно. Доля нагрузки при этом лежит больше на правоохранительных органах, но без помощи и поддержки людей нам не справиться.
- Тогда следующий вопрос - тоже из серии обывательских: почему Басаев и Масхадов до сих пор на свободе? Не хватает сил? Желания?
- Нужно очень четко осознать, что борьба с терроризмом должна быть системной. Следует признать, что на сегодняшний день уже организовано и действует преступное бандподполье на территории Чечни, Ингушетии, других сопредельных республик, со Ставропольем и на территории нашего края. За годы «чеченской проблемы» его удалось создать – отсчет, наверное, нужно вести с 1994 года, – представителям международного терроризма и представителям специальных служб и Запада, и ближнего Востока, которые заинтересованы в ослаблении нашего государства, Оно отлажено, финансово обеспечено, в основном, из-за рубежа, имеет современное вооружение. Поэтому бороться с таким противником нужно очень серьезно. И рассчитывать на то, что легко будет решена задача в отношении лидеров тоже, я считаю, не нужно. А желание у нас есть, работа ведется целенаправленно. Я уверен, что и с Басаевым, и с Масхадовым проблема будет покончена, так, как это было с Хаттабом, с Радуевым, Бараевым и другими.
Я не случайно вспомнил о спецслужбах. Их повышенный интерес к нашему региону мы фиксируем. За последний год нами установлено шесть кадровых разведчиков, семь агентов из числа иностранных граждан, посещающих Ставропольский край, более двухсот иностранных граждан Турции, Китая, Вьетнама, Узбекистана и других стран с признаками проведения разведывательной деятельности. По фактам незаконной легализации в крае иностранных граждан из стран Закавказья органами прокуратуры по нашим материалам возбуждены 13 уголовных дел.
- А что у нас, то есть, у вас, на «фронте» борьбы с коррупцией?
- Что касается борьбы с коррупцией - это вскрытие и пресечение преступной деятельности в наиболее значимых областях экономики края, то есть обеспечение экономической безопасности. Отмечу, что по материалам нашего управления правоохранительными органами края возбуждены 36 уголовных дел в отношении 48 человек по признакам преступлений коррупционной направленности, в том числе и в отношении 13 сотрудников органов МВД, двух судебных приставов, шести руководителей федеральных структур края. Это дела о мошенничестве, растрате бюджетных средств, другие преступления. За преступления экономической направленности по нашим материалам к уголовной ответственности привлечены 23 человека.
Могу привести такой пример. В ходе работы по группе организованного преступного сообщества в Буденновске изъяты около 15 миллионов рублей, 620 тысяч долларов США, 83 тысячи евро, 308 наименований различных ювелирных изделий, 20 золотых часов, 49 золотых слитков, пять единиц незарегистрированного оружия. Плюс к этому - оперативные и секретные материалы, которые хранились дома у одного из фигурантов этого дела.
- Почему погранслужбу включили, а по сути вернули в структуру службы безопасности? Она как самостоятельное ведомство не справлялась с поставленными задачами?
- Органы федеральной службы безопасности обеспечивают оперативную охрану государственной границы, а пограничная служба – несет ее физическую охрану. Уровень взаимодействия при нахождении в разных структурах, был, конечно же, ниже, чем сегодня, когда мы работаем в единой структуре. Так что эффективность нашей общей работы по обеспечению безопасности границы сегодня стала выше.
- Олег Михайлович, а есть ли сейчас у ФСБ секретные сотрудники, добровольные помощники? Можно ли привести примеры помощи граждан в решении стоящих перед УФСБ по Ставропольскому краю задач?
- Добровольные и негласные сотрудники есть. Эта форма работы всегда была и будет всегда. Она предусмотрена законом об оперативно-разыскной деятельности. Что касается примеров, то эта информация о конкретных лицах относится к сведениям, содержащим государственную тайну, поэтому о них не может быть и речи. Могу только сказать, что некоторых из них мы представляем даже к государственным наградам. Сейчас, например, представили одного из наших помощников к ордену Мужества. Этот человек очень эффективно работает в том числе на территории Чеченской республики.
- А чем еще отмечен уходящий год для ваших сотрудников?
- Мы на днях подвели итоги нашей работы на коллегии УФСБ РФ по СК. Я с удовлетворением отмечаю, что в целом практически по всем направлениям деятельности наша работа была лучше, чем в прошлом, 2002 году. Я считаю, что нам удалось добиться конкретных результатов в проведении оперативно-разыскных организационных, кадровых мероприятий, которые, безусловно, направлены на обеспечение безопасности и России в целом, и края, конкретных людей.
Так уже сложилось, что каждый год подведение итогов совпадает с нашим профессиональным праздником. Я хочу поздравить ветеранов, действующих сотрудников, членов их семей, пожелать успехов в работе, а в личной жизни – счастья и благополучия. И еще, сегодня сотрудники военной контрразведки будут отмечать 85 лет со дня образования своей службы. Им тоже хочу пожелать дальнейших успехов, тесного взаимодействия с нами, сотрудниками территориальных органов государственной безопасности.