00:00, 17 декабря 2003 года

Семь миллиардов на причуды


Встречаясь с журналистами центральных и региональных средств массовой информации 17 ноября, Александр Черногоров заявил, что, несмотря на трудности, сопутствующие размещению на территории края воинских частей, он категорически против перевода штаба Северо-Кавказского регионального пограничного управления погранслужбы ФСБ РФ в Ростов-на-Дону. И добавил, что семи миллиардам рублей, которые, как минимум, придется потратить на эту затею, можно найти более удачное применение.

История вопроса

Собственно, началась она в тот самый момент, когда стало ясно – штаб Краснознаменного Кавказского особого пограничного округа из Тбилиси надо выводить. Не соответствовала политическая и экономическая ситуация начала девяностых в независимой Грузии официально провозглашаемой правительством линии на вечное братство. В качестве новой точки базирования был избран Ставрополь, куда в марте 1994 года и прибыл штаб округа.

Надо отметить, что квартирьеры и интенданты времен директора ФПС Николаева сработали тогда удовлетворительно: были найдены и приобретены необходимые дома и помещения, вплоть до расположенного в историческом центре города здания кинотеатра «Родина», в котором, в перспективе, после соответствующего ремонта, должен был открыться окружной дом офицеров.

В общем, все свидетельствовало, что пограничники, которым, между прочим, руководство края систематически оказывало безвозмездную помощь на многие миллионы (или – до деноминации – миллиарды) рублей, пришли на Ставрополье если не навсегда, то уж до того момента, когда границы вновь отодвинутся, – точно. Высокие начальники во весь голос заговорили о воспитании пограничной психологии у населения, а это самое население – то есть все мы, ставропольчане, - научилось гордиться тем, что самое крупное в стране пограничное объединение стало «нашим». А 28 мая – День пограничника – успел за эти годы войти в психологию всех жителей края, общества и чиновников, как ожидаемый, общий праздник. Более того, во многих ставропольских семьях, в которых подрастали призывники, всерьез заботились о том, чтобы служить они шли именно в погранвойска. Потому и появился институт шефства над заставами и погранотрядами, районы и города отправляли делегации к родным воинам в зеленых фуражках, а краевой центр даже взял под свое крыло пограничный сторожевой корабль, которому было присвоено наименование «Ставрополь». Между прочим, при активном содействии городских властей и журналистов.

Загадки вокруг вопроса

И вот все это – кому-то под хвост?! Почему? В чем причина? Чья идея?

Солдатский телеграф на этот счет высказывает следующие предположения: мол, генералу Виктору Казанцеву (он же «в миру» полномочный представитель президента в Южном федеральном округе) захотелось все крупные федеральные структуры региона в одной точке сосредоточить. Непорядок, мол, что «окружные» прокуратура, милиция, ФСБ и прочая, и прочая – под рукой, за несколько десятков минут домчать можно, а вот на пограничников часы приходится тратить. Да и ведет себя их командование как-то без должного пиетета по отношению к кремлевскому наместнику.

И еще одно. То же самое «собственное информационное агентство» людей в погонах уверено, что названная сумма уже выделяется. И будет полностью освоена в течение 3-4 лет.

В пресс-службе регионального управления пограничной службы ФСБ РФ на просьбы прокомментировать названную ситуацию отреагировали сдержанно, предложив прислать письменный официальный запрос. Мол, вопросы серьезные и требуют аналогичного подхода. Попытка напомнить положение закона о СМИ, содержащего понятие запроса устного, натолкнулась на непререкаемую фразу: «У нас есть приказ!». Ну, что же, бойцов этого фронта можно понять, исполняют волю вышестоящего начальства. Которая, как известно, у людей в погонах не обсуждается. Так что придется нам обойтись тем, что имеем.

Цена вопроса

Сумму, необходимую для переезда пограничного штаба, как мы знаем (см. выше), назвал губернатор Ставрополья. Но, думается, эти деньги – то есть их освоение - только верхушка айсберга возникающих проблем.

Любому человеку, интересующемуся жизнью Вооруженных сил, известно, что оперативность управления войсками напрямую зависит от дальности до точек управления. В случае же перевода СКРПУ в Ростов линии связи удлинятся на сотни и сотни километров, что неизбежно увеличит их уязвимость. Что до аргументов о лучшей управляемости из единого центра, то исходя из подобной извращенной логики надо переселить командование всех округов (военных, пограничных, Внутренних войск, и что там у нас еще есть?) сразу в столицу. А что, нормально, все главные начальники у наиглавнейшего командира под рукой. И так – по всей вертикали. Разве что заставы и взводы исключить... Представляете, как бы такому раскладу порадовались люди с очень большими звездами, которым занимаемые должности автоматически позволяют не озадачиваться проблемами жилья? Но о квартирном вопросе – чуть ниже.

Следующий «военный» аспект, понятный и людям совершенно штатским, выглядит так. Народная английская мудрость гласит, что не надо все яйца класть в одну корзину. Полной противоположностью этому тезису, выстраданному многими судьбами, является попытка собрать все крупные командно-управленческие войсковые структуры в одно место, где их, простите, одной единственной бомбовой атакой можно «нейтрализовать»…

Теперь – о делах житейских. В четвертом номере журнала «Вестник аналитики» за 2002 год директор ФПС генерал-полковник Константин Тоцкий, то есть лицо вполне официальное, говоря о проблемах пограничников, называл ряд «узких мест». Это, помимо недостаточного финансирования, в том числе и служебно-боевой (!!!) деятельности, такие проблемы: «Средств из федерального бюджета хватает в основном только на выплату денежного довольствия, оплату продовольствия и частично на другие нужды, связанные с жизнеобеспечением личного состава.

Такое положение делает проблематичным не только частичную замену устаревших образцов вооружения, военной и специальной техники на современные и повышение уровня технической оснащенности, но и поддержание в боеготовом состоянии… парка вооружения, прежде всего средств управления, корабельно-катерного состава и авиационной техники… В настоящее время ФПС России по техническому оснащению на порядок, а по качеству – абсолютно уступает пограничным службам государств ЕС, начинает серьезно отставать от пограничных служб Эстонии, Латвии, Литвы, Украины».

Вот такая закавыка. Не думаю, что за прошедшие со дня публикации месяцы здесь произошли какие-либо кардинальные улучшения.

Но не менее остро в погранвойсках вырисовались и проблемы социальные. Около 15 тысяч семей пограничников не имели на момент публикации цитируемого материала жилья или нуждались в улучшении жилищных условий: «При объемах финансирования, которые выделяются Пограничной службе для решения этой проблемы, - констатировал Тоцкий, - число бесквартирных военнослужащих к 2010 году увеличится в 2,7 раза. Это без учета вновь прибывающих и увольняющихся».

Арифметика вопроса

Она предельно проста. Берем помянутые семь миллиардов и делим на пятнадцать тысяч. В итоге получаем более 460 тысяч в среднем на бесквартирную пограничную семью во всей (!) России. Показательная цифра! Поскольку свидетельствует она о том, что пресловутый квартирный вопрос всех нуждающихся пограничных семей можно решить куда как оперативнее, чем утверждают генералы. Ежели, конечно, пресловутые семь миллиардов пустить в этом направлении (надеюсь, понятно, что в местах базирования застав и погранотрядов, где в основном и находятся бесквартирные семьи пограничников, цены на жилье вполне сопоставимы с названной ценой). Если, конечно, действительно подумать о стражах государственных рубежей, а не о каких-то странных перебазированиях.

Ну а если предположить, что сумма, которой мы здесь оперируем, подлежит реализации только в зоне ответственности СКРПУ, то здесь и вовсе открываются захватывающие перспективы. За такие деньги можно не только обеспечить жильем всех нуждающихся (в Северо-Кавказском управлении таковых насчитывается около 3200 семей), но и решить вопросы обустройства границы и еще много чего из области боеготовности, о которой в гражданской газете мы говорить не будем.

В заключение еще одна цитата из называвшегося выше выступления господина Тоцкого: «Пограничная служба, выполняя законодательно возложенные на нее задачи по защите и охране Государственной границы, помогает создавать условия для проведения в стране экономических реформ, развития добрососедских отношений с сопредельными государствами, посильно участвует в борьбе с организованной преступностью, обеспечивает цивилизованное вхождение России в мировое сообщество».

Какие правильные слова…

P.S. Свое утверждение, приведенное в начале материала, Александр Черногоров повторил на заседании ГДСК в начале декабря. И добавил, что намерен обсудить этот вопрос на встрече с президентом России Владимиром Путиным. И добиться, чтобы виновники этой затеи были наказаны. Генеральских ответов опять не слышно.