00:00, 11 декабря 2003 года

Схема настоящего несчастья

Нам всем еще трудно говорить о ессентукской трагедии. Причем говорить прямо, без оглядки на эмоции. Но необходимо. Прошедшее совещание, несомненно, имеет положительный итог. И все меры, предложенные его участниками, выполнять нужно. Но дадут ли они эффект, на который мы рассчитываем?

Думаю, что нет. Основания для такого пессимизма налицо. Сегодня в борьбе с терроризмом вряд ли поможет вертолет, курсирующий над курортными железными дорогами. Даже вооруженный. Даже со снайпером. И не напоминает ли он вам 38 снайперов на каждого боевика под Первомайским, которыми первый президент России Борис Ельцин успокаивал нас. Спасут ли очередные жертвы служебные собаки, срочно доставленных в регион Кавказских Минеральных Вод? Особенно, если учесть, что действовавший там всего несколько лет назад питомник милицейского ведомства был закрыт из-за недофинансирования. Едущие в электричках милиционеры в худшем случае станут жертвами очередного теракта. И это все, на что мы можем рассчитывать…

В нашем горе мы забыли, что сегодня исполняется девять лет с начала первой чеченской войны. С тех пор боевые действия, террористические акты и зачистки оборвали жизни, по разным оценкам, от 20 до 25 тысяч солдат и офицеров с обеих сторон и 60-70 тысяч мирных жителей. Все эти девять лет мы воспитывали террористов под лозунгом «защиты целостности нашей страны».

Напомню текст указа президента РФ Бориса Ельцина и приведу выдержки из него. «Сегодня, 11 декабря 1994 года, на территорию Чеченской Республики введены подразделения войск Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации. Действия правительства вызваны угрозой целостности России, безопасности ее граждан, как в Чечне, так и за ее пределами, возможностью дестабилизации политической и экономической ситуации… Воины России! Знайте, что, выполняя свой долг, защищая целостность нашей страны и спокойствие ее граждан, вы находитесь под защитой Российского государства, его Конституции и законов».

Нынешний президент, выступая во вторник на заседании Совета законодателей, заявил, что «проблема восстановления единого конституционного пространства России практически решена». Но если цена единого конституционного пространства складывается из количества терактов (а их на Ставрополье за последние полтора года было совершено более десяти), то это страшная цена. И она тем ужаснее, что выхода из сложившейся ситуации тотального террора нет. Во всяком случае так кажется многим.

Бессилие власти, бессилие правоохранительных структур – вещи очевидные. На что уповать? Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II после теракта в центре Москвы призвал жителей столицы «не предаваться страху, дабы не дать свершиться новым злодеяниям». То бишь не надо бояться террористов, потому что бороться с ними все равно бессмысленно. Так получается?

Все эти годы власть не слышит предостережения тех, кто сравнивает афганскую и чеченскую кампании. Начало обеих характеризовалось довольно быстрыми первоначальными успехами. Однако затем начиналась партизанская война, которой нет противоядия. Так что пущенный впереди электрички тепловоз - это тоже не панацея от беды тех самых времен. Все эти годы отбрасывается мысль о создании «санитарного кордона», об укреплении административных границ. Хотя опыт российских военных в Таджикистане показывает, что кордон подобного рода может быть создан. И действует он там весьма эффективно.

…В четверг правительство РФ рассмотрит вопрос об оказании помощи семьям погибших и раненым, пострадавшим в результате теракта 5 декабря в электричке. Докладчиком по данному вопросу выступит министр труда и социального развития РФ Александр Починок. А вот когда на заседании правительства будет рассмотрен вопрос не о помощи погибшим и пострадавшим, а о защите нас, пока еще живых – неизвестно.

...А даты подобрались в эти дни. 10 декабря - День прав человека, 12 - День последней Конституции. А между ними - начало военных действий в Чечне.