Крылья бабочка сложит...
Фестиваль в Ставрополе имеет предысторию и своего вдохновителя, точнее, вдохновительницу – доктора филологических наук, профессора СГУ, руководителя научного семинара «Текстус» Клару Штайн. Лет двадцать назад молодой лингвист Штайн работала над проблемами гармонии в поэзии и художественном творчестве. Среди многих материалов на эту тему ей попалась информация о «Фестивале динамической симметрии», который проводился учеными и студентами престижного американского колледжа. Симметрия, как известно, лежит в основе принципов гармонии. Идея фестиваля заключалась в том, чтобы через соединение развлекательного и серьезного дать студентам представление об одном из фундаментальных принципов построения мира. Динамическую симметрию можно обнаружить в науке, искусстве, реальной жизни.
Клара Штайн заболела идеей устроить подобное действо в Ставрополе. Тогда это казалось почти неисполнимым. Но вот фестиваль состоялся. Откликнулись на предложение самые разные люди и организации. Поддержала городская администрация. Ухватились за идею во Дворце детского творчества директор Любовь Папенина, ее заместитель Татьяна Тартышева и методист Елена Бондаренко, которая стала исполнительным директором мероприятия, его главным «мотором». Оформление выполнил дизайнер Игорь Бобровский.
Очень важную вещь сделал для фестиваля ректор СГУ, профессор, доктор социологических наук Владимир Шаповалов: он безвозмездно издал в университете для участников сборник статей «Динамическая симметрия в науке, искусстве и реальной жизни». Среди авторов сборника – древние и современные исследователи, а также ставропольские ученые, проводившие на фестивале «уроки симметрии». В предисловии к изданию В. Шаповалов сформулировал цель подобных мероприятий: «…возникает необходимость создавать особую социальную среду, которая специально предназначена для развития молодежи». При этом, пишет В. Шаповалов, «среда эта должна быть более широкой и сбалансированной», чем то пространство маскультуры, в котором молодежь, и не только российская, постоянно пребывает.
И такая социальная среда была создана. Фестиваль открывался концертом. В нем участвовали хореографические и музыкальные коллективы Дворца, актерский курс факультета искусств СГУ, два джазовых оркестра – филиала Военной воздушной инженерной академии (руководитель Н. Денисюк) и ставропольского краевого училища искусств (руководитель О. Щербина). Продефилировал перед зрителем студенческий театр моды Ставропольского технологического колледжа, показывала парикмахерское искусство мастер Зося Лавник – словом, чего только не было. А перед концертом можно было побывать на фотовыставке «Асимметрия жизни» Игоря Кожевникова, на выставке «Симметрия и асимметрия в объектах реальной жизни» художника Сергея Паршина и других не менее интересных вернисажах.
Это, как говорится, была затравка. Во второй части фестиваля состоялись «уроки симметрии». Данное явление рассматривалось с точки зрения физики и астрофизики, математики и биологии, философии, музыки и литературы. Вели уроки ученые из СГУ и других вузов, художники и дизайнеры. Одну из самых интересных лекций «Проблема гармонии, хаоса и порядка в религиозном освещении» прочел священник отец Владимир Сафонов. И в каждой аудитории собиралось достаточно народу, в основном молодого: студенты вузов, школьники Ставрополя, а также старшеклассники Михайловска и Невинномысска, которых помогла привезти на фестиваль администрация краевого центра. Было очень интересно и довольно неожиданно. Главный признак гармонии – феномен «золотого сечения» - трактовался с самых разных точек зрения. В сущности, во всех секциях речь шла о Хаосе и Порядке, о красоте и безобразии, о духовном и бездуховном. Как оказалось, это волнует молодых. Были открытия и менее значимые, но тоже интересные. Например, что танец с элементами «робототехники», показанный студентами актерского отделения СГУ, использует принцип поворотной симметрии…
Символом симметрии считается строение и рисунок крыльев бабочки, недаром так увлекался этим разделом энтомологии удивительно гармоничный в своем творчестве Владимир Набоков. А еще – набегающие на морской берег волны: есть теория, что именно их ритм привел древних греков к созданию классического гекзаметра. Но абсолютная симметрия, застывшая гармония – скорее смерть, чем жизнь. Бабочка машет крыльями, совершенные снежинки летят за окном и тают, жизнь динамична. «Неожиданный» фестиваль несся так быстро, словно иллюстрировал этот принцип. Есть надежда, что у него хорошее будущее.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
