А беженцев у нас нет
Близкое соседство Чеченской Республики... Кажется, больше объяснений не требуется, чтобы понять, почему именно в Ставрополе проходила международная конференция по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев. Их положение на Северном Кавказе стало предметом специального исследования.
По словам заместителя председателя правительства края Н. Пальцева, за последние 10 лет к нам прибыло 650 тысяч мигрантов. Кроме того, развал СССР повлек за собой увеличение числа войсковых соединений на Ставрополье. Соответственно усилилась нагрузка на учебные и медицинские заведения, краевой бюджет, обострились многие социальные проблемы. Реальной стала угроза «выдавливания» русского населения, причем в последнее время не только из восточных районов. На Ставрополье насчитывается уже 30 населенных пунктов, где количество мигрантов приближается к критической отметке – свыше 30-40 процентов в общей массе коренного населения. Как помочь беженцам и вынужденным переселенцам, не ущемляя интересов ставропольчан, - это для края проблема не надуманная.
Как пояснил уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае А. Селюков, в данной ситуации мигрант – невинная жертва обстоятельств, поэтому защита его прав – обязанность всякого цивилизованного общества. В связи с этим он еще раз подчеркнул необходимость восстановить правовую справедливость.
Согласно последнему постановлению правительства РФ (под номером 404) вынужденные переселенцы, вернувшиеся в ЧР, получают компенсацию за утраченные жилье и имущество в размере 350 тысяч рублей. Тогда как те, кто назад в Чечню не поехал (главным образом русские), могут рассчитывать на помощь только в 125 тысяч рублей, как было предусмотрено ранее принятым постановлением правительства. Жилье на такие деньги приобрести невозможно. Некоторые вынужденные переселенцы пытаются и в этой ситуации защищать свои права (правда, крайне редко). Например, гр. Навроцкий, обратившись в суд, добился увеличения выплаты за утраченное жилье до 400 тысяч рублей. Однако пока не ясно, как будут развиваться события дальше: решение уже обжаловано в вышестоящей инстанции - видимо, боятся прецедента, ведь тогда получить полноценную компенсацию захотят все мигранты.
После выхода нового закона о гражданстве, по информации начальника управления по делам миграции ГУВД края Ю. Костюкова, на Ставрополье официально зарегистрировано 33 тысячи лиц без гражданства. Даже приехавшие к нам в начале 90-х годов оказались в трудном положении. Сложнейшая процедура делает для некоторых несбыточной мечту в ближайшее время стать полноценным гражданином России. «Стыдно смотреть в глаза этим людям, - эмоционально поделился с аудиторией В. Костюков, - потому что очень трудно им объяснить, почему они вдруг оказались бесправными и не нужными своей Родине». Эта проблема, по его мнению, требует вмешательства федеральных властей.
78 тысяч человек получили на сегодня статус вынужденных переселенцев. Ситуация стабилизировалась, о чем свидетельствует тот факт, что за последний год народу в этом «полку» не прибыло. А вообще такое понятие, как «вынужденный переселенец», есть только в России. В других странах людей, вынужденных менять местожительство при чрезвычайных обстоятельствах, называют перемещенными лицами. А вот проблемы беженцев, если следовать официальной терминологии, у нас нет. Поскольку такой статус присваивается только тем лицам, которые вынуждены были покинуть страну постоянного проживания по причине притеснений по политическим, расовым или иным мотивам. Таковых на Ставрополье только трое.
На конференции много говорили о необходимости брать на вооружение опыт Евросоюза, который проблемами беженцев занимается гораздо более длительное время. Но, с другой стороны, надо учитывать наши особенности, специфичность ситуации на бывшем постсоветском пространстве. Об этом, в частности, сказал и выступивший в заключение старший советник по правовым вопросам представительства Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ на Северном Кавказе Бенджамин Моро.