Пишешь стихи – можно убивать?
Практически во всех письмах требуют призвать во что бы то ни стало к ответу автора за оскорбление… села, выразившееся в том, что, к примеру, для характеристики обстоятельств описанного в материале события использовано такое выражение, как «волчья стая». Своеобразное прочтение материала. Особенно если учесть, что речь шла об осужденных и уже отбывающих наказание за страшное преступление…
Напомню: на озере в окрестностях Новой Жизни около полутора лет тому назад были зверски убиты три девочки из Буденновска 10, 11 и 12 лет. А одна из них еще и изнасилована, поскольку имела несчастье не сразу умереть и очнулась в лесополосе, куда бездыханные тела привезли, чтобы спрятать от людских глаз. Потом ее добили. Сделали это подростки из села Новая Жизнь.
И вот еще какое ощущение испытываешь, читая названную почту: перед тобой результаты кем-то организованной и спланированной акции. Даже если не брать в расчет некую тенденциозность. Кроме одного автора (об этом письме я скажу ниже), никто не дает оценки случившемуся, им важнее сатисфакция. Согласитесь, при таком настрое оппонентов сложно, да, видимо, и не нужно вести дискуссию. Только поясню, что если в словах, сказанных в общем порядке, кто-то усмотрел намек на личное оскорбление, то это специфика его личного восприятия действительности. Говоря проще, я ни в коем случае не зачисляла «все село» в «волчью стаю». Одновременно готова ознакомиться с мнением, как по-другому можно характеризовать действия тех, кто находился в момент убийства на озере. Представляю эту картину в интерьере жаркого июльского дня, и меня пробирает дрожь. Когда девочек стали избивать, их крики были слышны далеко. Ни один из находящихся поблизости купальщиков не пытался за них не то, что заступиться, но хотя бы сбегать в село и позвонить в милицию…
Еще более жутким мне показалось редкое единодушие сельчан-свидетелей, выгораживавших преступников в ходе следствия и на судебном процессе. Это зафиксировано в материалах дела и протоколе судебного заседания. Тем более что среди свидетелей были и ровесники преступивших закон подростков. Им жить дальше… И вдруг вот такие слова: «Николаева, не задумываясь, оскорбляет добрую половину села. Но и вторая «добрая половина», которая в свидетелях не была, оскорблена не меньше», - пишет Т.Мирная. Получается, лжесвидетели также оскорблены?.. Значит, зря я их пощадила, не назвав в материале поименно?
Выходит, что односельчане осужденных подростков (уточняю на всякий случай, речь идет не обо всем селе) продолжают идти уже однажды избранным путем. Они пытались покрывать преступников, когда шли следствие и судебное разбирательство, продолжают это делать и сегодня. Вот цитата из письма председателя Новожизненского сельсовета А.Андриановой: «И называть жителей села «волчьей стаей» никто никому не давал права. Мы можем твердо сказать, что в пользу подсудимых никто не лжесвидетельствовал. Все, что было сказано на суде и до него, могут еще раз все подтвердить. Поэтому мы надеемся, что прокуратура края действительно даст юридическую оценку, но не жителям нашего села, а редакции газеты «Ставропольская правда», которая допустила такие несправедливые обвинения. Наши ребята - четвертое поколение тех спецпереселенцев, и кто даст гарантию, что с ними, как с их прадедами, не произойдет та же история, их тоже реабилитируют». Вот ведь как повернуто! Теперь уже обвинения направлены не только газете и журналисту, написавшему материал, но, видимо, и в адрес прокуратуры как стороны в процессе, и суда, включая Верховный суд РФ, который в октябре этого года оставил в силе приговор убийцам малолетних девочек.
Избирательное мышление такого рода народная мудрость характеризует так: «В своем глазу и бревна не замечают, а в чужом и соринку видят». Может, не случайно? Нам достоверно известно, что среди тех, кто жаждет наказания журналиста, есть и родственник одного из осужденных, занимающий достаточно видный пост во властных структурах.
Многие, с кем я беседовала о случившемся (лица официальные), высказывая свое мнение, замечали, что и их неприятно поразило очень многое в поведении ряда сельчан, побывавших на судебных заседаниях. И в первую очередь какое-то нездоровое ожесточение, явные признаки круговой поруки. А среда, говорят, воспитывает (это мнение не мое, а видных ученых-психологов). Вот пример. Бывший директор школы, где числились учениками убийцы, по сути использовал детский труд, чтобы пополнить свой карман: зерно, выращенное на пришкольных участках, списывалось им по подложным актам с тем, чтобы часть вырученной суммы оставить себе. 25 июня этого года он осужден по двум статьям – за присвоение и растрату вверенного ему имущества и служебный подлог сроком на 2,5 года лишения свободы условно. И этот же персонаж фигурирует в числе лжесвидетелей на процессе. Радует, что речь идет о бывшем руководителе храма просвещения. Уже и в райотделе народного образования мне сказали, что ситуация в школе изменилась к лучшему. Но вот что интересно, кто-нибудь из представителей педколлектива, также приславших возмущенное письмо с прикрепленными к нему стихами школьников (с припиской «могут ли дети из «стаи» писать такие стихи?»), пытался в свое время сказать бывшему руководителю о недопустимости подобной позиции?
Я могу понять основу возмущения авторов писем в редакцию, ведь Новая Жизнь - это их малая родина, а потому обидно, если кто-то чужой отзывается о ней не так, как хочется. Но почему никому из них не пришло в голову, что для человека стороннего естественна попытка найти корни случившегося, разобраться, случайно ли трагедия произошла именно здесь. И пусть даже на девять десятых беда посетила эту землю случайно, но ведь остается еще целых 10 процентов! В которые вполне укладывается связь времен. Хотя бы в том, в чем меня поправляют: мол, спецпоселение возникло раньше названной даты. Но никто не оспорил, что именно спецпоселение, то есть искусственно созданное, причем из людей на тот момент обиженных властью и, естественно, хранящих обиду в душе в течение многих лет. Кто возьмется отрицать, что эта обида на власть и закон не передалась кому-то с кровью предков?
В заключение напомню, что только в одном письме из Новой Жизни нашла оценку трагедии на озере: «Нет прощения этим подонкам. Нет оправдания односельчанам, выгораживающим их». Эти слова принадлежат Н.Солодкину, который хоть и не согласен с исторической справкой, но не перечеркивает смысла материала.
Что до вывода, то мне он видится таким: не будь слов «волчья стая» или неточности из истории села, жалобщики нашли бы другой повод для «праведного гнева» уже из-за одного того, что сделали попытку вмешаться в их мирок, где, если следовать их же логике, можно безнаказанно убивать чужих детей только потому, что их дети пишут стихи. Впрочем, слава богу, что таковых, если количество полученных нами «гневных писем» и поделить на число всех жителей Новой Жизни, ничтожно малая доля процента… А ветеранам и героям труда из Новой Жизни спасибо за то, что они проливали кровь за Родину, работали, трудятся сейчас. Никто и не пытался умалить их заслуг.