00:00, 11 ноября 2003 года

Библиотека. Ресторан. Улица


Мы – выходцы из прежнего «традиционного общества», они же, по факту своего рождения и воспитания в так называемом «свободном мире», являются уже его представителями. Они и мы – два берега одной реки по имени Время. Картинка эта, конечно, условна, но именно она дает представление о характере наших взаимопроблем. Не редкость, когда дети превращаются для своих родителей в неприступную крепость. «У меня трое сыновей, - откровенничал со мной давний знакомый, - один заканчивает школу, двое старших – университет. Но о молодежи как о явлении я могу судить как прохожий, доверяясь только своим глазам. Вот вижу современных девчонок – потенциальных невест…» – «И что же?» – спрашиваю его. Он отвечает: «Неженственны. Лица нежные, а походка коряво-джинсовая и проклятая сигаретка в руках». По его мнению, внешние черты и жесты говорят о молодом человеке все. Сыновья же, считает он, как личности настолько неопределенны, что просто обречены иметь таких жен.

Еще одно непридуманное свидетельство: «Моей дочери 31 год, первые роды. Оказалось, что из рожавших вместе с ней молодых женщин она единственная легко произвела на свет сына. У остальных сплошная патология, многие прошли через реанимацию…»

Естественно, люди старшего поколения, кровно заинтересованные в счастье своих детей, оценивают молодежь достаточно пристрастно, не прощая ей того, в чем, возможно, и сами были когда-то грешны. Но вот взгляд молодой университетской преподавательницы: «Знаете, что произошло с молодежью? Оказавшись отрезанной от наших прежних традиций, она перестала зависеть от морали взрослых, получила ценность «сама по себе». Это благоприобретенное качество выражено в небывалой самоуверенности молодежи. Оно может показаться свидетельством психологического комфорта в новой рыночной жизни. Но все это глубокое заблуждение. Роль молодежи «самой по себе фальшива».

Насколько я поняла, мысль моей собеседницы такова. Надежда, что молодежь сделает нечто такое, чем не владеют ее учителя, несбыточна. Будущее зависит от моральных обязательств всех поколений. Кстати, в Америке весьма активно интересуются воспитательной системой нашего замечательного педагога Макаренко. А мы интересуемся их рынком…

Подобные наблюдения каждый из нас может продолжить бесконечно. «Поглядывая» за молодыми, одни находят повод для отчаяния, другие – для оптимизма. Тем не менее ясно: единой ситуации не существует. Как и взрослые, молодые оценивают жизнь с разных позиций. Одни говорят: «Все нормально. Молодость пройдет, и мы станем такими же занудными и озабоченными, как наши мамы и папы». Другие утверждают: «Государство развратило молодежь. Девяносто процентов свихнулись на развлечениях и сексе, а это – признак дряхлеющей нации…» Их всех последних разговоров с молодыми мне запомнилась еще одна мысль. Студент четвертого курса истфака СГУ, активно изучающий левые молодежные движения, сказал: «Чтобы узнать, что такое Россия, нужно понять, что такое не-Россия».

Иными словами, в наших попытках определить образ современной молодежи, нельзя ни упрощать, ни усложнять проблему. Первое чревато безответственностью, второе – испугом. Скажем, в рассуждениях о разрыве с традиционной культурой, изначально связанной с деревней. Мы упускаем из виду существование и городской традиционной культуры. Именно для города характерно деление молодежи по способам проведения досуга – библиотека, ресторан, улица. Все это сохранилось, изменились, пожалуй, приоритеты. Не исчезли и светлые моральные личности – энтузиасты, интеллектуалы, интеллигенты. Они перестали быть героями фильмов и книг, но в жизни именно они – «герои», даже если и задвинуты пока в тень. Естественно, необходима серьезная государственная политика в деле воспитания молодежи, но…

Вспомним, что говорил русский философ В. Соловьев: «Государство существует не для того, чтобы построить рай на земле, а для того, чтобы предупредить возможность ада…» И все-таки нельзя приходить в уныние, терять в молодежь веру. Стоит полистать газету, ту же подшивку «СП», и выясняется, что работа молодежи и с молодежью происходит. И все это делается на «местном уровне» благодаря поддержке местных властей. В конце концов есть же у нас великолепная педагогическая система В. Сухомлинского, основанная на знании национальных корней и любви к Родине. Вот только неизвестно, интересуются ли ею в Штатах…