Библиотека. Ресторан. Улица
Мы – выходцы из прежнего «традиционного общества», они же, по факту своего рождения и воспитания в так называемом «свободном мире», являются уже его представителями. Они и мы – два берега одной реки по имени Время. Картинка эта, конечно, условна, но именно она дает представление о характере наших взаимопроблем. Не редкость, когда дети превращаются для своих родителей в неприступную крепость. «У меня трое сыновей, - откровенничал со мной давний знакомый, - один заканчивает школу, двое старших – университет. Но о молодежи как о явлении я могу судить как прохожий, доверяясь только своим глазам. Вот вижу современных девчонок – потенциальных невест…» – «И что же?» – спрашиваю его. Он отвечает: «Неженственны. Лица нежные, а походка коряво-джинсовая и проклятая сигаретка в руках». По его мнению, внешние черты и жесты говорят о молодом человеке все. Сыновья же, считает он, как личности настолько неопределенны, что просто обречены иметь таких жен.
Еще одно непридуманное свидетельство: «Моей дочери 31 год, первые роды. Оказалось, что из рожавших вместе с ней молодых женщин она единственная легко произвела на свет сына. У остальных сплошная патология, многие прошли через реанимацию…»
Естественно, люди старшего поколения, кровно заинтересованные в счастье своих детей, оценивают молодежь достаточно пристрастно, не прощая ей того, в чем, возможно, и сами были когда-то грешны. Но вот взгляд молодой университетской преподавательницы: «Знаете, что произошло с молодежью? Оказавшись отрезанной от наших прежних традиций, она перестала зависеть от морали взрослых, получила ценность «сама по себе». Это благоприобретенное качество выражено в небывалой самоуверенности молодежи. Оно может показаться свидетельством психологического комфорта в новой рыночной жизни. Но все это глубокое заблуждение. Роль молодежи «самой по себе фальшива».
Насколько я поняла, мысль моей собеседницы такова. Надежда, что молодежь сделает нечто такое, чем не владеют ее учителя, несбыточна. Будущее зависит от моральных обязательств всех поколений. Кстати, в Америке весьма активно интересуются воспитательной системой нашего замечательного педагога Макаренко. А мы интересуемся их рынком…
Подобные наблюдения каждый из нас может продолжить бесконечно. «Поглядывая» за молодыми, одни находят повод для отчаяния, другие – для оптимизма. Тем не менее ясно: единой ситуации не существует. Как и взрослые, молодые оценивают жизнь с разных позиций. Одни говорят: «Все нормально. Молодость пройдет, и мы станем такими же занудными и озабоченными, как наши мамы и папы». Другие утверждают: «Государство развратило молодежь. Девяносто процентов свихнулись на развлечениях и сексе, а это – признак дряхлеющей нации…» Их всех последних разговоров с молодыми мне запомнилась еще одна мысль. Студент четвертого курса истфака СГУ, активно изучающий левые молодежные движения, сказал: «Чтобы узнать, что такое Россия, нужно понять, что такое не-Россия».
Иными словами, в наших попытках определить образ современной молодежи, нельзя ни упрощать, ни усложнять проблему. Первое чревато безответственностью, второе – испугом. Скажем, в рассуждениях о разрыве с традиционной культурой, изначально связанной с деревней. Мы упускаем из виду существование и городской традиционной культуры. Именно для города характерно деление молодежи по способам проведения досуга – библиотека, ресторан, улица. Все это сохранилось, изменились, пожалуй, приоритеты. Не исчезли и светлые моральные личности – энтузиасты, интеллектуалы, интеллигенты. Они перестали быть героями фильмов и книг, но в жизни именно они – «герои», даже если и задвинуты пока в тень. Естественно, необходима серьезная государственная политика в деле воспитания молодежи, но…
Вспомним, что говорил русский философ В. Соловьев: «Государство существует не для того, чтобы построить рай на земле, а для того, чтобы предупредить возможность ада…» И все-таки нельзя приходить в уныние, терять в молодежь веру. Стоит полистать газету, ту же подшивку «СП», и выясняется, что работа молодежи и с молодежью происходит. И все это делается на «местном уровне» благодаря поддержке местных властей. В конце концов есть же у нас великолепная педагогическая система В. Сухомлинского, основанная на знании национальных корней и любви к Родине. Вот только неизвестно, интересуются ли ею в Штатах…

Около 250 школьников в Пятигорске читали хором стихотворение Пушкина «Клеветникам России»
Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества

Вышли на новый уровень диагностики

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты
