Серебряная нить
Недавно в селе Новоселицком прошел краевой фестиваль самодеятельных театральных коллективов «Синяя птица». Дивенская делегация вернулась оттуда окрыленная: ее коллекция женских театральных костюмов произвела настоящий фурор. Альбомы с фотографиями и эскизами переходили из рук в руки. А сами платья барышень середины XIX века были представлены здесь же и стали гвоздем экспозиции. Помимо восторженных отзывов коллег, апанасенковцы привезли домой еще и Почетную грамоту оргкомитета фестиваля.
Режиссером народного театра Надежда Свечникова стала 20 лет назад, так что год у нее юбилейный. До того всю жизнь в школе и районо работала, до «Отличника просвещения» дослужилась. А сцену любила с самого детства. Первоклашкой декламировала на праздниках стихи, потом на всех мероприятиях школьных бессменной ведущей была. А однажды – было это в первые послевоенные годы – учителя поставили для сельчан спектакль «Медведь» по Чехову. Надя смотрела его затаив дыхание. На другой день она записалась в драмкружок.
Сцена сопровождала ее всю жизнь, а потом увлечение стало профессией. Надежда Кондратьевна – по счету третий в сорокалетней истории народного театра режиссер. Пришла она в коллектив в тот момент, когда он готов был, что называется, развалиться. Каким-то чудом сберегла его. «Болезнь» всех народных театров – дефицит артистов мужского пола. Она ходила по улице и присматривалась к прохожим, искала в них персонажи для своих спектаклей. Однажды глядит – идет красноармеец навстречу. Одежда на нем, понятно, не революционных времен, а современная – джинсы, водолазка. В восьмидесятых годах это было. Но глаза, походка - какой типаж!.. Надежда Кондратьевна для начала спросила, который час. Потом – местный ли молодой человек... Парень оказался работником Дома пионеров и предложению играть в спектакле очень обрадовался. Уже через несколько дней Виктор Кравцов репетировал вместе с другими пьесу Ц. Солодаря «Сверстники грозы».
Но не только на улице искала актеров Надежда Свечникова. Она пошла по всем организациям, набрала себе таких гренадеров-красавцев, что можно было «замахнуться» и на классику. Что она впоследствии и сделала. Для классики понадобились наряды из парчи и шелка. Это пролетария можно сыграть в косоворотке да в красной косынке, а барышни в пьесах Чехова, Островского и Лермонтова наряды носили очень даже изысканные.
Наверное, сам господь Бог внял молитвам дивенского режиссера: во-первых, на работу в театр пришла Лариса Малахова – девушка необычайно талантливая, творческая, лучшая портниха и модельер во всей округе. А во-вторых, нашелся человек, поклонник местного театра, предприниматель Василий Антонов. Подарил он артистам огромные по тем временам деньги – 600 рублей. Сколько тканей на них было куплено и каких! Это был первый из меценатов. Потом их нашлось еще немало: Виктор Рогов, Николай Пономарев, Сергей Соловьев, Александр Никитин и многие другие. Несколько лет на те деньги костюмы шили, и все они целехоньки по сей день. Кстати, на краевую выставку их и возили.
Все наряды сочинила и сотворила уже упомянутая Лариса Малахова - заведующая постановочной частью. На изготовление каждого у нее уходит примерно неделя. На эскиз иногда и больше. Но что за чудо эти рисунки – можно подумать, трудился профессиональный художник. Одевать своих героинь для Ларисы -большое удовольствие. С «сильным полом» работать сложнее. Слишком скупо описывает литература мужские туалеты. Поехала с просьбой о помощи в Союз театральных деятелей, в краевой драмтеатр, познакомилась с главным художником Леонидом Черным. Он, удивленный настырностью провинциальных артистов, щедро одарил их своими познаниями в мире мужской моды веков минувших, даже сделал подробный эскиз для лермонтовского Печорина.
А вообще-то Лариса Малахова на провициалку не похожа вовсе. Четыре года назад она не побоялась принять участие в престижном международном конкурсе модельеров-любителей «Серебряная нить», который проходил в Москве. Спонсором мероприятия выступал известный итальянский журнал мод. В суперфинал вышли 54 мастера из бывшего постсоветского пространства. Лариса была единственной представительницей села. Многие соискатели призов участвовали в конкурсе уже четвертый-пятый раз, она замахнулась на международное признание впервые и … заняла второе место за свою коллекцию деловой современной одежды, выиграв приз «Серебряная нить» и невероятно дорогую швейную машину. После этого, отклонив все предложения, вернулась в милое ее сердцу село Дивное.
В репертуаре Дивенского народного – некрасовский «Актер», пушкинская «Барышня-крестьянка», «Юбилей» Чехова, «Урок дочкам» Крылова и другие, но особая любовь – это, конечно же, Островский – «Не все коту масленица», «Красавец-мужчина», «Без вины виноватые», «На бойком месте» и др.
В 1969 году театру было присвоено звание народного. С тех пор самодеятельные артисты каждые три года сдают очень серьезный экзамен – защищают это звание. Бережно хранят артисты свои награды: дипломы, медаль, полученную в год 200-летия Пушкина, а также почетные грамоты – все это оценка работы коллектива строгим краевым руководством. В копилке поощрений есть также и благодарность Министерства культуры России.
Награды эти вдохновляют актеров, ведь за свою работу они не получают ни копейки, только моральное удовлетворение и эстетическое наслаждение. Но кто может утверждать, что для творческой личности это - пустяк?