«Мирные» бандиты из Панкисского ущелья
Напомним, что чуть более года назад Министерство государственной безопасности Грузии установило личности 13 задержанных вооруженных чеченцев, проникших на территорию республики 3 августа. Возраст задержанных приблизительно до 30 лет.
Шестеро из них из-за ранений были госпитализированы. Грузинские пограничники сообщили, что трое чеченцев имели при себе автоматическое оружие. Представители МГБ Грузии, ведшие расследование, первоначально заявили, что необходимо выяснить и уточнить, кем являются члены задержанной группы, которые «на допросах дают путаные показания». Их обвинили в незаконном пересечении границы и ношении оружия, тбилисский районный суд отправил всех под стражу.
Российские власти тогда же потребовали экстрадиции чеченцев, заявляя, что они являются боевиками-террористами. Одновременно чеченцы направили в Европейский суд жалобу, в которой утверждали, что в случае их выдачи российской стороне будут нарушены их право на жизнь (ст.2 Европейской конвенции по правам человека) и предусмотренный статьей 3 Конвенции запрет на пытки и бесчеловечное обращение. Шамаева, Адаева, Азиева, Виситова и Хаджиева грузинская прокуратура выдала 4 октября 2002 года. Остальные восемь чеченцев, которые, как выяснилось позже, назвались вымышленными именами, не были экстрадированы. Их дела разбирали грузинские суды.
Как говорится в обвинительном заключении, в начале 2000 года под руководством некоего Исабаева в Панкисском ущелье была создана вооруженная банда из 60 человек, разбитая на три группы. Каждую из них возглавляли эмиры (начальники). Первую – лично Исабаев. Целями незаконного вооруженного формирования ставились проведение терактов на территории Чечни, участие в боестолкновениях с федеральными силами, убийство сотрудников федеральных сил и правоохранительных органов, вооруженные нападения на органы власти и госучреждения, дестабилизация обстановки в республике в целом. Все участники банды прошли курс обучения подрывному делу, учились стрелять.
В июле 2002 года боевики незаконно пересекли российско-грузинскую границу и прошли в район ущелья Кериго, направляясь в райцентр Итум-Калинского района. Здесь их обнаружили российские пограничники, которым они оказали активное сопротивление. В результате восемь военнослужащих-пограничников погибли и семь получили ранения. Был также поврежден вертолет Ми-8.
В качестве трофеев пограничникам досталось множество современного оружия, в том числе зенитно-ракетный комплекс «Игла». В «плен» также попала видеокамера, хозяин которой тщательно снимал подготовку боевиков к походу. (По некоторым данным, эта видеопленка находится в материалах дела и фигурирует в качестве доказательства). Остатки банды отступили и попытались прорваться обратно в Грузию. Семеро чеченцев, шесть из которых были ранены, пришли к хижине пастуха, попросили пищу и одежду, а также предложили рассказать о них грузинским правоохранительным органам. Последние не заставили себя ждать и на вертолете препроводили задержанных в Тбилиси.
Никто из подсудимых не признал своей вины полностью. Единодушно говорили лишь о незаконном пересечении государственной границы. Все четверо отказались давать показания в судебном следствии на основании статьи 51 Конституции РФ (никто не обязан свидетельствовать против себя). Отвечая на вопросы прокурора и защиты, каждый из подсудимых причину своего пребывания в банде объяснял примерно так: хотел перейти границу, чтобы попасть домой, в Чечню. А боевики готовы были оказать в этом содействие. О целях и задачах отряда якобы ничего не знали.
На вчерашнем судебном заседании прокурор огласил показания родственников погибших и раненых военнослужащих, данные ими на предварительном следствии. Сами родные по материальным причинам не смогли приехать в Ставрополь, о чем и уведомили суд. Сегодня судебное заседание продолжится; будут рассмотрены материалы судебно-медицинских и баллистических экспертиз.