00:00, 8 октября 2003 года

Человек без паспорта

На самом деле, срок окончания паспортной реформы определен до 31 декабря нынешнего года. Но когда говорю сотрудникам паспортно-визовой службы, что приду менять паспорт именно 31-го (имею право!), на их лицах вижу неподдельный ужас. Ужаснуться есть от чего: а ну как все опоздавшие решат поступить аналогичным образом! Впрочем, недавно начальник управления ПВС ГУВД СК полковник Александр Решетников отреагировал на мои планы весьма решительно:

- На дом придем и сами поменяем раньше.

И ходят ведь, и меняют, и уговаривают. Калечных и немощных, ленивых и принципиальных, и выходит, что обмен паспортов стал больше делом сотрудников паспортно-визовой службы, чем самих россиян. В этом еще раз убедилась на днях на совещании, которое прошло в Госдуме края и было посвящено проблемам паспортной реформы.

Ситуация с обменом паспортов на Ставрополье, подчеркнул ведший совещание председатель «социального» комитета ГДСК Виктор Лозовой, «в целом вселяет оптимизм и не требует к себе пристального внимания». По информации УПВС ГУВД СК, более 98 процентов жителей края уже получили новые паспорта, что выше российских показателей и показателей ЮФО. Вопрос в другом: смогут ли оставшиеся произвести обмен паспортов до конца года?

Доклад заместителя начальника УПВС ГУВД СК полковника Антонины Филатовой однозначно доказывал: да, смогут. Если захотят. На совещании особый упор был сделан на проблемные категории граждан – лиц без гражданства, незащищенные слои населения, ветеранов. Не зря на него пригласили представителей краевого и районных общественных организаций ветеранов. Так вот, ветераны тоже «капризничают». Некоторые говорят, что не будут менять паспорт, с которым прожили всю свою жизнь: трудились, любили, воевали. Обсуждалась эта проблема серьезно, с накалом страстей. А повода-то нет. Законом предусмотрено, что по желанию владельца нынешний паспорт может оставаться у него и после получения нового, российского.

Из уст ветеранов прозвучали обвинения в адрес сотрудников ПВС: как это вы говорите, что пенсию по старому паспорту после нового года невозможно будет получить, не вы ее давали, не вам и отнимать. Мы, мол, будем защищать права ветеранов. Красиво и пафосно! Но несправедливо. Милиция как часть системы исполнительной власти только выполняет предусмотренное законом. А именно он не позволит с первого января со старым паспортом ни пенсии получить, ни в права наследства вступить, ни жениться, ни развестись… Винить кого-то в создавшейся ситуации непонимания трудно. Последние два года пропагандой паспортизации сотрудники ПВС занимались в СМИ весьма усердно. Было время разобраться в ситуации и самим ветеранским организациям. Увы…

Впрочем, нарекания на «процесс паспортизации» есть и объективные. Очереди, тесные коридоры, отсутствие помещений. Как отрицательные примеры не первый раз на совещаниях подобного рода фигурируют Курский, Минераловодский районы, Ленинский и Октябрьский краевого центра. Виновники создавшейся ситуации – местные власти, которые «не решают вопрос размещения паспортно-визовых служб», подчеркнула Антонина Филатова. Могут ли на них «нажать» краевые законодатели? Внятного ответа на совещании не прозвучало.