Личный охранник «генерала»
Стоит отметить, что это первый процесс по делу о басаевцах, который проходит в стенах Ставропольского краевого суда. Два предыдущих слушались на территории так называемого режимного объекта – одной из исправительных колоний неподалеку от Ставрополя. Тогда участников процесса тщательно охраняли спецназ и спецслужбы.
Председательствующий, судья Ставропольского краевого суда, заслуженный юрист РФ Николай Зарудняк вчера зачитал обвинительное заключение и приступил к допросу обвиняемого. Как показал в суде Руслан Сулейманов, он еще в декабре 1994 пришел в комендатуру Шалинского района ЧР и добровольцем вступил, как выразился сам подсудимый, в «ополчение с целью обороны Чеченской Республики – Ичкерии». По его словам, в окопах близ села Аргун он находился с декабря 1994 по март 1995 года. После чего «ополченцев» отпустили по домам.
В очередной раз Сулейманов был «призван» в июне того же года. Отряд, в котором он находился, получил приказ выдвинуться в район селения Новогрозненское. Там уже эту группу ожидал более крупный отряд - 130-150 человек. Вскоре туда же приехали три КамАЗа, на кабины которых была нанесена российская символика. Как объяснил подсудимый, это было сделано для того, чтобы беспрепятственно проехать через блок-посты. Кроме грузовиков прибыли «жигули», закамуфлированные под автомобиль ГАИ. В нем находились два комплекта милицейской формы. Р. Сулейманов и еще один боевик получили приказ переодеться в нее и в ночь на 13 июня 1995 года сопровождать колонну с КамАЗами.
Продвигались преимущественно проселочными дорогами. Маршрут указывал А. Исмаилов, также сидевший в «жигулях». Как следует из показаний подсудимого, он лишь через несколько часов пути понял, что колонна движется через Дагестан в Ставропольский край. На административной границе этих субъектов РФ они в первый раз проехали через крупный пост федералов. По утверждению обвиняемого, несмотря на то, что у «жигулей» не было номерного знака, колонну никто не досматривал вплоть до села Прасковеи, в районе которой ее остановили сотрудники ГАИ. Сулейманов утверждает, что слышал отрывки разговора Исмаилова с подошедшим офицером милиции. Первый предлагал второму деньги, но сотрудник органов внутренних дел отказался и потребовал ехать в райцентр для дальнейшего разбирательства. Боевики подчинились, но как только подъехали к РОВД, открыли огонь.
Затем Р. Сулейманов охранял согнанных заложников на площади Буденновска и в подвале Буденновской больницы. После бандитского налета он вернулся в Шали, нигде не работал и, как утверждает, безвыездно находился дома, пока не был арестован российскими спецслужбами.
После вопросов к подсудимому адвокатов и государственного обвинителя (юриста первого класса Марины Семченко) в судебном заседании объявлен перерыв. Сегодня предполагается заслушать показания потерпевших. Напомним, что в результате налета погибли 129 человек, еще 18 скончались от полученных ран и травм.