00:00, 18 сентября 2003 года

Взойдет над деревьями огненный шар

На подготовку к реконструкции прошлого у них еще целый год. За это время, например, надо разыскать подлинный домотканый лен. Смогут ли они сделать это в наших краях, пока неизвестно, но в Петербурге обещали помочь. Потом из этого льна они сами сошьют себе рубахи. Еще нужно будет соорудить «древнюю» обувь, собственноручно изготовить деревянные ложки, оружие… Это не розыгрыш. Речь идет о том, чтобы, основательно изучив историю, быт, костюмы, выбрать на территории Ставрополья подходящее место, построить на нем русское поселение или заставу времен 12 века и…, ничего не изображая, дней 20 просто пожить. Так, как если бы и в самом деле Юра и Костя оказались настоящими русичами в той далекой таинственной Руси.

Юрий Щеглов учится на четвертом курсе исторического факультета СГУ, Костя Рашевский – на инженерно-строительном факультете Ставропольского технического университета, тоже на четвертом курсе. Юре 19 лет, Косте – 20. То, чем они так увлеченно занимаются, носит название «исторической реконструкции» – известное в мире, достаточно широкое молодежное движение. В нашей стране оно зародилось в 70-х годах, но было за-крытым и узким. Люди, снимавшие историческое кино, полутайно проникались чувством прошлого.

Первые энтузиасты. После перестройки движение стало расширяться, и мы узнали о толкиенистах. Ролевые игры, рыцарские доспехи, рыцарские турниры. Тогда же в Питере появился самый крупный в нашей стране клуб «Княжеская дружина», насчитывающий теперь 90 человек. Именно он провел нынешним летом выборгский фестиваль «Рыцарский замок». Но в основном в российских городских клубах исторических реконструкторов всего по 10-15 человек. Иная картина в Европе. В бывшей Восточной Германии специально выстраивают несколько средневековых кварталов, куда в День города съезжаются до 15 тысяч человек. Всем, кто хочет поучаствовать в зрелищных битвах, выдают даже средневековое оружие. Кстати, и в России, и в Европе посмеиваются над практичными американцами. У нас доспехи делают из железных пластин, у них – из пластиковых: легко, дешево, удобно, но разве это история? Зато в Америке движение многочисленное, в России – малочисленное. И все-таки что явилось причиной возникновения столь неординарного увлечения молодежи?

Юра. С середины ХХ века в Европе стали искать свои корни и обратились к средневековью. Игровое увлечение историей пошло на пользу, укрепило чувство национальной самобытности. В России же, начиная с петровской эпохи, люди оказались оторванными от своих корней. В основе русская интеллигенция всегда была европоцентричной. О русской культуре традиционно говорили с позиций европейских ценностей. Славянофилы, вспомним, пытались ходить в расшитых русских рубахах, но их воспринимали как клоунов и шутов.

Наша национальная черта – стыдиться своего, исконного.

Костя. В отличие от других российских городов Ставрополь не имеет древних корней, и этим затруднено движение исторической реконструкции. Я попал в ролевые игры два года назад. Один друг рассказал мне, что в лесу, в районе 27-й школы, строят фантастические крепости. Как будущий строитель я заинтересовался, но когда все увидел, понял, что это не слишком серьезно: нет конструктивного решения одежд, доспехов, знания культуры, быта. Бегают ребята в мешках и сетках, что-то себе воображают, но ради чего вся эта затея, куда двигаться дальше, не знают…

Юра. Совсем недавно, в июле, на Новомарьевских полянах прошел ставропольский «Стальной турнир». Собралось человек 20. Бои шли на поляне – бойцы в кольчугах, с железными мечами, копьями. Мы с Костей поняли, что с этого времени что-то и у нас начнет происходить…

И все-таки, по мнению моих собеседников, клуб исторической реконструкции в Ставрополе еще не сложился, пока идет построение Ассоциации Южного федерального округа – ставропольские ролевики объединяются с ростовскими и краснодарскими.

Однако все участники находятся на разном уровне. Если клуб варится в своем соку, выбраться «в люди» гораздо труднее. В Краснодаре открыли филиал московского клуба «Берн», где занимаются реконструкцией жизни средневековых швейцарцев. Ростовские ролевики пытаются стать реконструкторами с помощью астраханского клуба «Варяги»... Но ведь и в Ставрополе зарождается нечто интересное. Этим летом Юрий Щеглов предпринял путешествие в Выборг, на фестиваль «Рыцарский замок», куда со всей России съехалось человек 700. В мощеном дворике сурово-древнего выборгского замка, где каждый камень дышит истиной истории, состоялась реконструкция штурма крепости новгородцами в 1411 году. Триста воинов в доспехах, с железными алебардами дрались в полную силу.

В реконструкции, объяснил мне Юра, существуют два главных направления. Одно – чисто практическое, зрелищное, второе – более научное, с акцентом на познании, исторических технологиях, философских выводах. Юра с Костей почувствовали себя представителями именно этого направления. Кстати, возможно, благодаря тому, что они теперь понимают, к чему стремиться, у них появились единомышленники: с десяток студентов из разных ставропольских вузов. Реконструкцию Тмутаракан-Руси 12 столетия они намерены провести совместно. Интересно, как все это будет? Взойдет на рассвете над деревьями огненный шар – все то же жаркое живое солнце, которое светило и древним русичам. Выйдут из своих укрытий молодые люди, подставят лица бархатным лучам. Возможно, этого достаточно, чтобы не вспоминать об интернете, терроризме, глобализме… В конце концов, чтобы понять, кем мы были и какими должны стать, чтобы жить в России счастливее, нам действительно нужно не слишком много. Полюбить родное небо над головой и отеческую землю под ногами… Впрочем, встретимся с ребятами через год…