00:00, 5 сентября 2003 года

«Людям ада» гореть в аду

Естественно, уже в начале встречи была затронута тема терроризма и религиозного экстремизма. Служители двух конфессий были единодушны в оценке происшедшего: нет никакого оправдания действиям бандитов, посягнувших на жизни ни в чем не повинных мирных людей. Однозначно осудив это варварское преступление, участники встречи заявили, что задача всего нашего общества – создать обстановку нетерпимости для этих нелюдей, вот уже который год пытающихся сеять в народе смерть и страх. А роль духовных пастырей в такой обстановке особая: это и постоянные молитвы о мире и согласии, и оказание духовной поддержки населению края, на территории которого прежде веками мирно, как добрые соседи, жили представители многих национальностей, разных религиозных убеждений.

Вот уже пять лет как действует в восточных районах края Совет имамов, создание которого было обусловлено тем, что основная масса ставропольских мусульман проживает на востоке - в Курском, Нефтекумском, Степновском, Левокумском, Арзгирском районах. В последние годы, правда, в связи с миграционными процессами прибавилось их число в Ипатовском и Петровском районах. За минувшие 14 лет количество мусульманских общин на Ставрополье выросло в десять раз, сегодня их 33, но большинство – не зарегистрированы. Дело тут и в слабых материальных возможностях, и в разобщенности. Если посмотреть национальный состав мусульман, то преобладают среди них ногайцы, татары и туркмены. Есть карачаевские общины в Ставрополе, Кисловодске, Предгорном районе. И вот парадоксальная ситуация: будучи в меньшинстве, мусульмане-карачаевцы составляют основной костяк грамотных имамов, поскольку сложилось так, что только карачаевские юноши направляются на учебу в исламские учебные заведения. Но мусульмане восточных районов, представляя другие нации, хотят и имеют право на то, чтобы в их мечетях служили люди их национальностей. Вопрос непростой, весьма деликатный, но – реальный. Поскольку хоть религия и одна, а вот адаты и обычаи есть свои. Да и верующих «свой» имам знает лучше. Ситуацию осложнило еще и появление в ходе миграции части населения Дагестана на восток края тех самых пресловутых ваххабитов, которые, рядясь в национал-исламские одежды, в действительности не что иное как наемные убийцы и бандиты. При таком раскладе сохранять у населения духовную стойкость и вовсе тяжело. Даже в таком прежде благополучном и процветающем селе как Иргаклы. Хотя Совет имамов востока составляют очень авторитетные в своих районах люди, им приходится очень трудно. Традиционный ислам испытывает огромное негативное воздействие с разных сторон. Потому и решили два их посланца лично познакомиться с новым главой православной епархии, посоветоваться с ним – как жить дальше?

Приветствуя своих гостей, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан прежде всего выразил удовлетворение, что такая встреча состоялась. Наверное, можно считать знаменательным, что произошла она в день новой трагедии. Это говорит о том, что всем нам надо сегодня объединяться. Тому, кто, называя себя верующим, закладывает при этом фугасы под мирных граждан, название одно – бандит. Уже не раз сказано: терроризм не имеет ни религии, ни национальности. А вот общество должно создавать такую атмосферу, чтобы не чувствовали бандиты себя вольготно среди беззащитного населения. Ведь прямо или косвенно, но эти лица известны, особенно на местах. А жертвами их оказываются люди независимо от нации, возраста, рода занятий.

Владыка Феофан выразил полное понимание проблем, с которыми сталкиваются служители традиционного ислама, поддержал их пожелание учить местную молодежь в исламских духовных школах, чтобы из разных национальных общин выходили свои пастыри, свои духовные лидеры. Есть такие учебные заведения за рубежом, что хорошо знает епископ Феофан по личному опыту многолетнего служения в ряде стран Ближнего Востока, но, наверное, лучше все же обучать в своей стране, и такие возможности имеются. И тогда многие вопросы решать станет куда легче. В том числе и в плане духовного оздоровления общества. Пока же получается, что все мы – если миримся с экстремизмом, значит, миримся с тем, что наш благодатный край превращается в ад на земле, с горечью подчеркнул владыка. Надо же наконец остановить кровопролитие на Кавказе, тут и православные, и мусульмане едины.

«Людьми ада» очень метко назвал террористов председатель Совета имамов восточных районов края Асан Койбалиев, присоединив свой голос к словам осуждения нового варварского злодеяния под Кисловодском. Такие злодеи, увы, не всегда приходят со стороны, сегодня они живут рядом с нами. Наша вина, заметил имам, в частности, что по незнанию не смогли сразу распознать в массе переселенцев экстремистские настроения. Но чтобы вести с ними борьбу грамотно, нужны свои хорошо подготовленные кадры священнослужителей. Он выразил сожаление, что в таком регионе, как Ставропольский край, у мусульман до сих пор нет ни одной религиозной образовательной школы. «К нам все лезут со своими уставами. Мы же хотим жить по вере и традициям предков, - подчеркнул имам. – И рассчитываем на авторитетное содействие главы православной епархии.» Что, кстати, вполне вписывается в исторически сложившиеся в России традиции.

В ответ епископ Феофан пообещал в ближайшем будущем побывать на востоке края и встретиться в том числе и с мусульманскими общинами этих районов, поговорить не только со священнослужителями, но и простыми верующими о всех их наболевших делах. При этом имам Арсланбек Ажмамбетов напомнил присутствующим примечательную историческую параллель: когда пророку Мухаммеду пришлось особенно трудно в его противостоянии с идолопоклонниками, он обратился за помощью именно к христианам. И вот теперь это вновь повторяется. И он же, Мухаммед, продолжил епископ Феофан, проходя у древнехристианского монастыря Святой Екатерины на горе Синай (той, где Господь дал Моисею заповеди), повелел никогда не трогать эту святыню, о чем свидетельствует личная грамота пророка, до сей поры бережно хранящаяся в обители. Так – веками, с ранних времен становления, шли рядом две близкие религии, христианство и ислам, у которых, оказывается, так много общего: и вера в единого Бога, и в то, что путь к вечности лежит через добрые дела, а не через кровь.

* * *

Когда Россия получила свободы, заметил владыка Феофан, каждый из ее народов бросился обустраивать свою квартиру, а «двор» оставили пустым. И началось наполнение его не тем, чем нужно. Надо привести наш двор в порядок. А для этого чаще встречаться, общаться, делиться мнениями и опытом. Епископ Феофан предложил имамам присылать молодежь с востока в Ставрополь, чтобы она побывала, например, у сверстников в здешней духовной семинарии, посмотрела, как и чему учатся будущие православные пастыри. Можно подумать о проведении совместных социальных программ, чтобы все население края видело – православие и ислам на Ставрополье вместе стремятся к возрождению лучших народных традиций, высокой нравственности и истинной духовности.