«Людям ада» гореть в аду
Естественно, уже в начале встречи была затронута тема терроризма и религиозного экстремизма. Служители двух конфессий были единодушны в оценке происшедшего: нет никакого оправдания действиям бандитов, посягнувших на жизни ни в чем не повинных мирных людей. Однозначно осудив это варварское преступление, участники встречи заявили, что задача всего нашего общества – создать обстановку нетерпимости для этих нелюдей, вот уже который год пытающихся сеять в народе смерть и страх. А роль духовных пастырей в такой обстановке особая: это и постоянные молитвы о мире и согласии, и оказание духовной поддержки населению края, на территории которого прежде веками мирно, как добрые соседи, жили представители многих национальностей, разных религиозных убеждений.
Вот уже пять лет как действует в восточных районах края Совет имамов, создание которого было обусловлено тем, что основная масса ставропольских мусульман проживает на востоке - в Курском, Нефтекумском, Степновском, Левокумском, Арзгирском районах. В последние годы, правда, в связи с миграционными процессами прибавилось их число в Ипатовском и Петровском районах. За минувшие 14 лет количество мусульманских общин на Ставрополье выросло в десять раз, сегодня их 33, но большинство – не зарегистрированы. Дело тут и в слабых материальных возможностях, и в разобщенности. Если посмотреть национальный состав мусульман, то преобладают среди них ногайцы, татары и туркмены. Есть карачаевские общины в Ставрополе, Кисловодске, Предгорном районе. И вот парадоксальная ситуация: будучи в меньшинстве, мусульмане-карачаевцы составляют основной костяк грамотных имамов, поскольку сложилось так, что только карачаевские юноши направляются на учебу в исламские учебные заведения. Но мусульмане восточных районов, представляя другие нации, хотят и имеют право на то, чтобы в их мечетях служили люди их национальностей. Вопрос непростой, весьма деликатный, но – реальный. Поскольку хоть религия и одна, а вот адаты и обычаи есть свои. Да и верующих «свой» имам знает лучше. Ситуацию осложнило еще и появление в ходе миграции части населения Дагестана на восток края тех самых пресловутых ваххабитов, которые, рядясь в национал-исламские одежды, в действительности не что иное как наемные убийцы и бандиты. При таком раскладе сохранять у населения духовную стойкость и вовсе тяжело. Даже в таком прежде благополучном и процветающем селе как Иргаклы. Хотя Совет имамов востока составляют очень авторитетные в своих районах люди, им приходится очень трудно. Традиционный ислам испытывает огромное негативное воздействие с разных сторон. Потому и решили два их посланца лично познакомиться с новым главой православной епархии, посоветоваться с ним – как жить дальше?
Приветствуя своих гостей, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан прежде всего выразил удовлетворение, что такая встреча состоялась. Наверное, можно считать знаменательным, что произошла она в день новой трагедии. Это говорит о том, что всем нам надо сегодня объединяться. Тому, кто, называя себя верующим, закладывает при этом фугасы под мирных граждан, название одно – бандит. Уже не раз сказано: терроризм не имеет ни религии, ни национальности. А вот общество должно создавать такую атмосферу, чтобы не чувствовали бандиты себя вольготно среди беззащитного населения. Ведь прямо или косвенно, но эти лица известны, особенно на местах. А жертвами их оказываются люди независимо от нации, возраста, рода занятий.
Владыка Феофан выразил полное понимание проблем, с которыми сталкиваются служители традиционного ислама, поддержал их пожелание учить местную молодежь в исламских духовных школах, чтобы из разных национальных общин выходили свои пастыри, свои духовные лидеры. Есть такие учебные заведения за рубежом, что хорошо знает епископ Феофан по личному опыту многолетнего служения в ряде стран Ближнего Востока, но, наверное, лучше все же обучать в своей стране, и такие возможности имеются. И тогда многие вопросы решать станет куда легче. В том числе и в плане духовного оздоровления общества. Пока же получается, что все мы – если миримся с экстремизмом, значит, миримся с тем, что наш благодатный край превращается в ад на земле, с горечью подчеркнул владыка. Надо же наконец остановить кровопролитие на Кавказе, тут и православные, и мусульмане едины.
«Людьми ада» очень метко назвал террористов председатель Совета имамов восточных районов края Асан Койбалиев, присоединив свой голос к словам осуждения нового варварского злодеяния под Кисловодском. Такие злодеи, увы, не всегда приходят со стороны, сегодня они живут рядом с нами. Наша вина, заметил имам, в частности, что по незнанию не смогли сразу распознать в массе переселенцев экстремистские настроения. Но чтобы вести с ними борьбу грамотно, нужны свои хорошо подготовленные кадры священнослужителей. Он выразил сожаление, что в таком регионе, как Ставропольский край, у мусульман до сих пор нет ни одной религиозной образовательной школы. «К нам все лезут со своими уставами. Мы же хотим жить по вере и традициям предков, - подчеркнул имам. – И рассчитываем на авторитетное содействие главы православной епархии.» Что, кстати, вполне вписывается в исторически сложившиеся в России традиции.
В ответ епископ Феофан пообещал в ближайшем будущем побывать на востоке края и встретиться в том числе и с мусульманскими общинами этих районов, поговорить не только со священнослужителями, но и простыми верующими о всех их наболевших делах. При этом имам Арсланбек Ажмамбетов напомнил присутствующим примечательную историческую параллель: когда пророку Мухаммеду пришлось особенно трудно в его противостоянии с идолопоклонниками, он обратился за помощью именно к христианам. И вот теперь это вновь повторяется. И он же, Мухаммед, продолжил епископ Феофан, проходя у древнехристианского монастыря Святой Екатерины на горе Синай (той, где Господь дал Моисею заповеди), повелел никогда не трогать эту святыню, о чем свидетельствует личная грамота пророка, до сей поры бережно хранящаяся в обители. Так – веками, с ранних времен становления, шли рядом две близкие религии, христианство и ислам, у которых, оказывается, так много общего: и вера в единого Бога, и в то, что путь к вечности лежит через добрые дела, а не через кровь.
* * *
Когда Россия получила свободы, заметил владыка Феофан, каждый из ее народов бросился обустраивать свою квартиру, а «двор» оставили пустым. И началось наполнение его не тем, чем нужно. Надо привести наш двор в порядок. А для этого чаще встречаться, общаться, делиться мнениями и опытом. Епископ Феофан предложил имамам присылать молодежь с востока в Ставрополь, чтобы она побывала, например, у сверстников в здешней духовной семинарии, посмотрела, как и чему учатся будущие православные пастыри. Можно подумать о проведении совместных социальных программ, чтобы все население края видело – православие и ислам на Ставрополье вместе стремятся к возрождению лучших народных традиций, высокой нравственности и истинной духовности.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
