Композиции пятигорчанки Елены Пырковой, выполненные в стиле «плюмаж-дизайн», знакомы многим любителям искусства. Она занимается творчеством уже 15 лет, первая персональная выставка состоялась в Кисловодске в 1996 году, впоследствии Е. Пыркова выставлялась в Пятигорске, Ставрополе, Туапсе. И вот нынешняя выставка в Пятигорском краеведческом музее.

Удивительно реалистичные, но в то же время такие сказочно-хрупкие работы Пырковой из птичьих перьев напоминают образы из самых светлых и ярких сновидений. Вроде бы цветы совсем настоящие, но в то же время такие непостижимо-легкие, полупрозрачные, неуловимо-идеальные… Кажется, только прикоснись – и они развеются, вернувшись в ту неведомую страну, о которой мы так часто грезили в детстве… Ни одной грубой линии, ни одного неверного изгиба – все в пределах гармонии.

Елена Пыркова работает в сложнейшей технике, аналогов которой нет в России. Кстати, название «плюмаж-дизайн» (от французского «а ля плюм» – перо) придумали работники музея, поскольку другого обозначения у этого вида искусства пока нет.

О секретах своего мастерства Елена особо не распространяется, и остается только предполагать, какой адский труд, острое зрение и усидчивость нужны для того, чтобы обработать, выгнуть, как надо, каждое перышко, при этом его не испортив. Говорят, несколько лет назад Е. Пыркова пыталась взять себе учениц, но девушки выдержали около трех часов, и на этом их обучение закончилось…

Перья для своих работ Е. Пыркова «добывает» у охотников. Кроме того, знакомые, живущие или побывавшие за рубежом, привозят ей перья экзотических птиц – в своих работах плюмаж-дизайнер чаще всего использует натуральную окраску перьев, и только для отдельных композиций они слегка подкрашиваются.

Еще одна загадка мастера: Е. Пыркова не использует никаких дополнительных материалов. Все, кроме основания, сделано только из перьев, в том числе и высокие, изящно изогнутые стебли цветов. Никакого проволочного каркаса!

Не меньшее восхищение вызывают и работы матери Е. Пырковой – Ларисы Моисеевой, которая занимается художественной вышивкой с 20 лет. У нее прошли выставки в Кисловодске, Ессентуках, Георгиевске. И вот первая выставка – в Пятигорске.

В то, что подобные, практически живописные полотна творятся с помощью швейной машинки, верится с трудом. Только когда подходишь близко к картине, видно множество стежков – очень маленьких, практически неразличимых, переходящих один в другой. В отличие от традиционной вышивки, которая предполагает декоративность, яркость и контрастность цветов, в картинах Л. Моисеевой присутствуют чисто живописные решения. В них есть перспектива, полутона, глубина, и создается впечатление, что картины написаны пастелью. Если рассматривать натюрморты, замечаешь, что, например, только в одной виноградинке присутствует минимум четыре цветовых оттенка! А ведь это не краски, это – нитки!

Надо сказать, что идея сделать совместную экспозицию Е. Пырковой и Л. Моисеевой оказалась очень удачной, поскольку обе художницы по-разному, но в общем ключе и похожей цветовой гамме раскрывают сокровенную красоту цветов и деревьев, бабочек и птиц, удивительно гармонично дополняя друг друга. А у специалистов и просто любителей искусства есть великолепная возможность сравнить, поразмыслить и поспорить…

Елена КОЛОНТАЕВСКАЯ