Вертолет – не апельсин,
Самое дефицитное периодическое издание в военном городке Северный сейчас – газета «Красная звезда» за 9 августа. Изложенные в ней факты под рубрикой «Честь не имеем?» могли бы стать сенсацией, соответствуй они действительности.
Анонимный автор – что редкость по нынешним временам – сообщает на всю страну, что командование Буденновского вертолетного полка распродает налево-направо сбитые в Чечне боевые вертолеты, а также узлы и механизмы. Липовые акты о якобы сгоревших «вертушках» заверяет временно исполняющий обязанности командира полка. В статье не указана его фамилия, но каждый офицер в гарнизоне знает, что речь идет о Герое России подполковнике Н. Ярцеве. Именно он, подразумевается в статье, чести и не имеет, как и другие офицеры, присваивающие вырученные от продажи вертолетов наличные деньги.
Если судить по международному скандалу, связанному с попыткой продажи и ввоза в США ПЗРК «Игла», факты бесконтрольной распродажи вертолетов, в том числе МИ-24, могли бы получить куда больший резонанс. Что там переносной зенитно-ракетный комплекс со средней стоимостью в 100 тысяч долларов, если военный вертолет стоит в 30-40 раз дороже.
Первыми на опубликованную в «Красной звезде» статью откликнулись в военной прокуратуре Буденновского гарнизона.
- Мы проверили изложенные в статье факты продажи вертолетов, - поясняет и.о. военного прокурора Буденновского гарнизона Е. Соколов. – Ни один из них не подтвердился. Поэтому направили в Москву официальное уведомление, в котором четко излагаем свою позицию и сообщаем, что центральная военная газета не права. Военный вертолет - не та вещь, которую запросто можно продать или купить.
И все же, продавались вертолеты частным компаниям или нет? Начнем с того, что речь идет о трех вертолетах с бортовыми номерами 09, 32 и 67. Какова же их судьба? «Девятка» была сбита в Ботлихе во время первой чеченской кампании. Кто смотрит информационные выпуски по ТВ, имеет ясное представление, что остается от рухнувшего с высоты горящего вертолета. В лучшем случае - груда металла. Следующий МИ-24 с бортовым номером 32 из-за технической неисправности развалился в воздухе на километровой высоте. Об этом факте на следующий день сообщала «Ставропольская правда». Произошло это в районе Буденновского военного аэродрома, и очевидцы видели, во что превратилась грозная машина.
Остается еще один вертолет МИ-8, бортовой номер которого 67, принадлежащий Кореновскому вертолетному полку. Он был сбит в Чечне, и его корпус на внешней подвеске вертолета МИ-26 был доставлен в Буденновск.
Мне лично пришлось видеть то, что еще недавно называлось вертолетом. Корпус МИ-8 валялся на свалке ТЭЧ полка и представлял из себя металлолом. Его действительно официально продали фирме ООО «Авиаремонтсервис», выигравшей государственный тендер по продаже освобождаемого военного имущества. Договор купли-продажи на 12,1 миллиона рублей подписал начальник главного штаба ВВС генерал-полковник Б. Чельцов, а вырученные деньги достались государству, но никак не разошлись по карманам офицеров полка. Их дело – служба и война, а не базарные дела «купи-продай».
Почему появилась в «Красной звезда» анонимная статья, в которой Герой России Н. Ярцев, офицеры полка называются «великими комбинаторами»? Буденновский вертолетный полк – одна из самых боевых частей Военно-воздушных сил РФ. Напомним, четыре летчика этого полка стали Героями Российской Федерации. Личный состав эскадрилий в буквальном смысле не вылезает из Чечни, выполняя ответственейшие задания по уничтожению боевиков, их баз, по доставке в горы спецподразделений, вывозу раненых. В ближайшие дни значительная часть вертолетчиков вновь отправляется в длительную командировку в Чечню. И огульное обвинение офицеров полка есть ни что иное, как попытка скомпрометировать командование в глазах личного состава.