В класс – как в храм
Если судить по числу участников – в зале Ставропольского Дворца культуры и спорта профсоюзов собралось свыше 1200 человек, – такую встречу, пожалуй, можно назвать форумом. А вот если по впечатлению от него, то здесь определения давать сложнее. Возможно, это отчасти связано с тяжеловесностью заданной темы краевого учительского собрания – «Модернизация образования края: опыт, проблемы, перспективы». Слово «модернизация» применительно к образованию, на мой субъективный взгляд, выглядит как-то резко-вызывающе, что ли… Все-таки в центре внимания здесь не производственный цех завода, но – школа, а значит – дети. Из их уст это слово тоже звучало на сцене, когда юные декламаторы приветствовали собравшихся сочиненными к такому случаю стихами. Маленькая девчушка старательно, по слогам выговаривала непонятный ей взрослый термин, явно радуясь, что все произнесла правильно, не сбилась. Однако обычное в таких ситуциях трогательное умиление детской старательностью с большим трудом перевешивало оторопь от «поэтических» находок типа «смелей модернизацию внедряйте!». Внедрять почему-то не хотелось…
Заявленное как педагогический форум, совещание не было отягощено длинным докладом, поскольку министерство образования заблаговременно позаботилось ознакомить широкую общественность с выступлением министра А. Шабалдаса, опубликованным в «Ставропольской правде» почти три недели назад. А потому собрание практически сразу вошло в фазу обсуждения.
Первым взял слово губернатор края А. Черногоров, тепло поприветствовав учителей накануне нового учебного года. Охарактеризовав образование как главную опору стабильного будущего России, он подчеркнул, что эта отрасль находится под постоянным пристальным вниманием правительства края, органов власти на местах. За прошедший год, например, доля образования в бюджете края выросла с 27,8 % до 31 %, а в целом ассигнования на школу увеличились в 1,7 раза. Несомненным достижением является продолжающийся процесс информатизации сельских школ, получивших 1355 комплектов компьютерной техники. С удовлетворением отметил губернатор и целенаправленное осуществление программы «Школьный автобус»: к началу учебного года более 150 сельских школ будут иметь собственный транспорт, что позволит решить проблему доставки детей с дальних хуторов и сел на занятия. В выступлении А. Черногорова затрагивались также вопросы социальной защищенности педагогов, охраны здоровья детей, необходимости введения единой школьной формы, трудового воспитания школьников. В 2004 году исполнится 50 лет движению ученических производственных бригад, и этот юбилей, уверен губернатор, должен стать событием российского масштаба. Не забыл губернатор сказать доброе слово в адрес тех учреждений и предприятий, которые в сложных экономических условиях выступают спонсорами и попечителями учебных заведений, поддерживая развитие образования. Так, ощутимую поддержку образованию в модернизации отрасли оказывают главы городов Невинномысска, Пятигорска, Лермонтова, Железноводска. Высоко оценил он деятельность в данном направлении глав Сенгилеевского и Верхнерусского сельсоветов в Шпаковском, Расшеватского и Червонного в Новоалександровском, Балахоновского и Казьминского в Кочубеевском, Этокского в Предгорном, Правокумского в Левокумском районах. Что касается подготовленности школ к учебному году, ее губернатор охарактеризовал как в общем неплохую, выразив уверенность, что к первому сентября все школьники края смогут войти в чистые, светлые, хорошо отремонтированные и оборудованные классы. Особо подчеркнул А. Черногоров роль учителя. «Дорога к процветающей России – это дорога к России просвещенной,» - сказал он. А прокладывать эту дорогу нам помогает Учитель. Тот самый, который сегодня имеет нищенскую зарплату. Поднять престиж профессии, в том числе и через принятие федерального закона о приравнивании учителя к госслужащим, - прямая обязанность государства, всерьез озабоченного своим завтрашним днем, судьбой подрастающего поколения.
В дальнейшем обсуждении заявленной темы дня приняли участие глава Новоалександровской районной государственной администрации Н. Малыхин, проректор Ставропольского госуниверситета В. Белозеров, директор Ипатовского Дома детского творчества В. Минко, завотделом образования Красногвардейской райадминистрации А. Рогачев, директор многопрофильного колледжа г. Лермонтова Л. Ушакова, директор СОШ № 2 г. Ставрополя Л. Чернявская, заведующая методическим центром г. Пятигорска М. Тарасенко. Затрагивались самые разные вопросы жизнедеятельности учреждений образования – от оборудования школьных газовых котельных до совершенствования законодательства по привлечению инвестиций в профессиональные колледжи, от критериев качества образования до включения спецкурсов по русской национальной культуре в общеобразовательный процесс. Особое внимание аудитории привлекло, и это понятно, выступление гостьи из Москвы – советника отдела управления региональной образовательной политики Министерства образования РФ Н. Свешниковой, рассказавшей о разрабатываемых сейчас новых программах: к уже получившим признание «Учителю года» и «Лидерам образования» вскоре добавится «Лучшая школа России», обещающая стать смотром творческих педагогических коллективов страны. Н. Свешникова отметила, что у педагогов Ставрополья есть серьезные достижения, которыми они по праву могут гордиться. Это, в частности, уникальный опыт ученических производственных бригад, успешный ход компьютеризации школ, оригинальные методики краевого института повышения квалификации работников образования. Кстати, не худо было бы этот опыт, уж коли он уникальный, вынести на общероссийское обозрение, скажем, в передачах государственного телевидения. это пожелание губернатора А. Черногорова дружно поддержал весь зал, а Н. Свешникова пообещала свое содействие.
Значительную часть дня организаторы форума отвели работе тематических секций и «круглых столов», коих было всего 24. В них участники могли обсудить с коллегами более узкие, конкретные проблемы. Общались между собой психологи, историки, математики, химики, биологи, географы, преподаватели иностранных языков, обсуждались инновационные подходы в системе дополнительного образования и современные педагогические технологии, проблемы укрепления здоровья учащихся и возможности их эстетического развития, перспективы развития начального профессионального образования и муниципальные программы модернизации школы, помощь детям с ограниченными физическими возможностями и концепции профильного обучения…
Наверное, в каждой отдельно взятой секции обмен мнениями был интересен и полезен, ведь как отметил замминистра образования края Л. Харченко, там выступили около 300 человек. Их высказывания и предложения позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, научная общественность края осознала важность модернизации образования, а во-вторых, на Ставрополье этот процесс идет эволюционным, а не революционным путем, то есть с учетом положительного опыта прошлого и особенностей своего региона. И все же к концу работы форума цельной картины как-то не сложилось. Быть может, поменьше нужно было в этот день торжественных «фанфар», но побольше внимания конкретным заботам конкретной школы, учителя, ученика. Ведь в кулуарах наверняка шел разговор, например, о моделях школьной формы, предложенных в тот день разработчиками Кочубеевской швейной фабрики…
Ощущение некоторой «скороговорки» от встречи педагогов высказала, подводя итоги, заместитель председателя правительства края А. Золотухина, отметив, что тема форума поистине безбрежна по широте аспектов, отчего, видимо, и не все удалось обсудить так, как хотелось, как она этого заслуживает. По сути, модернизация включает в себя несколько отдельных тем, достойных отдельного разговора, отдельной проработки, требующих соответственно более серьезной подготовительной работы со стороны министерства образования и всех заинтересованных подразделений. В частности, требуют уточнения проблемы завтрашнего дня малокомплектных школ: что с ними произойдет, какие из них в каком виде будут существовать? В целом вся структура образовательного поля края, считает А.Золотухина, достойна более глубокого анализа. Следует четче уяснить также и вопросы модернизации не только форм, но и содержания образования, причем и в региональном их контексте, и в общероссийском. Мы много говорим о системе непрерывного образования, можно сказать – мечтаем о ней, пока еще недостаточно ясно представляя: как это делать, кому делать? Одними мечтами и энтузиазмом тут не обойтись, нужна серьезная научно-исследовательская работа на финансово подкрепляемой почве, а иначе все разговорами и закончится. Не очень полезны проскальзывающие порой в настроениях и педагогов, и руководителей образования завышенные самооценки: то, что представляется достижением, нередко – всего лишь маленькая частичка опыта, формируемого трудной повседневной работой сотен людей. Да и весь процесс модернизации требует новых форм взаимодействия его субъектов.
Чрезвычайно важной назвала А. Золотухина тему вузовской подготовки учителей и прямо связанную с ней круглогодичную работу педагогических отрядов, столь успешно показавших себя в период летних каникул: эти отряды нужны в течение всего года, нужны и самим будущим педагогам, и многим конкретным учреждениям – не только школам, но и, например, организациям, занятым проблемами трудных подростков. Речь о том, чтобы будущий учитель, со студенческой скамьи находясь в постоянном общении с педагогами-практиками, участвуя в решении их конкретных забот, понял и цену, и трудность избранной профессии, и свое место в ней. Тогда молодой человек придет в школу не на один день. У этого молодого человека не будет иллюзий по поводу выбранного пути, а будет осознанное стремление сделать свой шаг по этой трудной, но благородной стезе. И этот человек будет входить в класс не как в клетку, где нужно отбыть положенные часы, а действительно как в храм – место святого, высокого служения.
Конечно, хорошо бы этот храм сделать красивым и технически оснащенным, и чтобы зимой в нем было тепло, и чтобы не протекала его крыша, и чтобы лица детей здесь всегда светились радостью познания…