00:00, 22 августа 2003 года

Флотоводец бумажной эскадры

Первую модель, крейсер «Варяг», изготовил почти сорок лет назад, - рассказывает судомоделист. - История Военно-морского флота России захватила и увлекла так сильно, что сейчас уже не могу сосчитать, сколько миниатюрных судов сделал...

Для того чтобы заниматься судомоделизмом, нужно обладать не только терпением и усидчивостью, надо быть инженером, чертежником и конструктором. Ведь часто бывает, что исходные документы не содержат всю необходимую информацию. Сейчас, как на настоящей судоверфи, в мастерской А. Климова (то есть в обычной квартире) строятся: лидер «Ташкент», броненосец «Цесаревич» и крейсеры «Россия» и «Память Азова».

- Броненосец «Цесаревич» времен русско-японской войны 1904-1905 годов - интересная задача, - продолжает А. Климов. - Фотографий и рисунков много, но они сделаны или после войны, или в момент спуска корабля на воду. Справочной литературы и нужных чертежей практически нет. Например, нигде не говорится о том, какой у корабля был фальшборт. Нет информации о том, как были устроены угольные ямы, где находились люки, и так далее. Приходится самостоятельно делать расчеты, сравнивать источники, фактически заниматься техническими исследованиями. Только после разгадок всех этих ребусов начну непосредственно строительство броненосца…

Изготовление модели - задача тоже не простая. Поскольку фанера и пластмасса Климову не по карману, свои корабли он мастерит из бумаги. По мнению судомоделиста, лучше всего для такого «игрушечного» кораблестроения подходит бумага от коробок для обуви или конфет.

Дабы маленькие корабли максимально походили на большие прототипы, судомоделист разработал оригинальную технологию. Суть ее в том, что каждый элемент конструкции соединяется с другим только после того, как будет окончательно готов. Например, сначала корпус изготавливается по принципу «папье-маше», то есть на пластилиновую болванку наклеивается вперемешку бумага и марля. После чего корпус грунтуется, шлифуется и окрашивается. Ведь после установки орудийной башни или рубки палубу уже невозможно раскрасить. Бывает, что детали приходится по нескольку раз переделывать. В общем, рождение модели корабля – трудоемкий и длительный процесс.