Военно-патриотический ренессанс
Редко сегодня вспоминают любимый некогда фильм о солдате Иване Бровкине. А ведь не одно поколение воспитано на киноистории о непутевом деревенском парне, из которого армия сделала человека! И пусть это была всего лишь юношеская романтика, но ведь она была! И не только потому, что жизнь в СССР была спокойная и юнцы сквозь розовые очки просто не могли понять, как это на самом деле страшно, когда стреляют. Их просто так воспитывали: надо быть смелым, сильным, защищать слабых.
Для того чтобы патриотизм в России начал возрождаться, нужна была политическая воля. С появлением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» работа, осуществляемая в этом направлении Министерством обороны, Министерством образования, Росвоенцентром, а также рядом ветеранских и общественных организаций, обрела целостный и более осмысленный характер. Минобразования увидело в Российском оборонно-спортивном обществе (РОСТО) помощника и в организации обучения школьников основам военной службы. Ведь необходимая для этого база сохранилась только в школах и спортивно-технических клубах РОСТО (бывшего ДОСААФ).
В последние года два по всей России стали появляться новые военно-спортивные клубы и летние лагеря. По данным, предоставленным органами по делам молодежи муниципальных образований, в Самарской области, например, уже действует 50 патриотических клубов, членами которых являются около 3000 школьников и студентов.
Прошлым летом на Камчатке работал уникальный летний лагерь «Патриот», в котором детей воспитывали пограничники Северо-Восточного регионального управления Пограничной службы. За три смены там побывали 300 подростков. (В основном – ребята, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и из так называемой «группы риска»). Около двадцати ребят из первого заезда выразили желание остаться на следующую смену. С подростками проводили занятия по истории Российского государства, Российской армии, они встречались с участниками боевых действий, с ветеранами пограничных войск, посетили аэродром, ознакомились с вертолетом Ми-8 и правилами пользования парашютом. Как у настоящих военных, у юных «кадетов» были занятия по уставам ВС РФ, основам топо-графии, связи, строевой и огневой подготовке.
Примеру камчатских пограничников этим летом решили последовать в Орловской области. На территории Центрального планерного клуба открылся оборонно-спортивный лагерь «Юный десантник». Сто ребят со всей области приехали в лагерь на 18 дней, чтобы за это время познакомиться с азами военной службы, научиться прыгать с парашютом. А всего за три летних месяца в лагере должны отдохнуть 400 ребят. Средства на организацию лагеря – полтора миллиона рублей – получены в качестве гранта по Федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В городе Кизилюрте (республика Дагестан) управление образования совместно с районным военным комиссариатом проводит активную работу среди учащихся старших классов, с тем чтобы рекомендовать их в высшие военные учебные заведения. Интересно, что в городе и одноименном районе практически нет уклоняющихся от призыва, а из воинских частей сюда приходит множество благодарственных писем.
В школы, в том числе и в московские, снова стали приходить ветераны и проводить «Уроки мужества». Юношей возят на краткосрочные сборы. Столичных мальчишек, например, в мае этого года приняла у себя гвардейская Таманская мотострелковая дивизия. А бурятские школьники с начала нового учебного года будут заниматься не только в школах, но и в учебных пунктах РОСТО. Военные специальности, полученные ими совершенно бесплатно, после армии пригодятся на «гражданке».
Начало военно-патриотического ренессанса вселяет надежду. Может, если наших мальчишек правильно воспитывать, то они перестанут бояться, юлить, скрываться, записываться в эпилептики и шизофреники, чтобы только не идти в армию? И как настоящие мужчины будут готовы, если потребуется, с оружием в руках послужить Отечеству. Тем более что армия сейчас – на пути больших перемен: от её перехода на преимущественно добровольный принцип комплектования до оснащения новейшими образцами вооружений и техники.
* * *
Вместо послесловия. В публикации Минпечати РФ не упомянут Ставропольский край. И, по нашему мнению, совершенно напрасно. Потому что в нашем регионе даже во времена государственного «раздрая», когда некоторые СМИ беззастенчиво поносили армию и правоохранительные структуры, военно-патриотическая работа практически не прекращалась. С завидной регулярностью проводились (и проводятся) игры «Зарница», в которых принимают участие школьники не только Ставрополья, но и представители соседних краев и областей. Наши часовые Поста № 1 признаны лучшими в России и никому не собираются уступать пальму первенства.
По итогам военного призыва краевой военный комиссариат который уже год уверенно лидирует в Южном федеральном округе и не выходит из тройки лидеров страны.
Оснований для гордости немало. Но и недочеты имеются. В частности, ощущается острая нехватка (особенно в сельской местности) квалифицированных преподавателей. Не удается покрыть дефицит пневматического и малокалиберного оружия, разворованного и распроданного на волнах эйфории перестройки. Далеко не все воинские части по-настоящему шефствуют над школами, колледжами и вузами. Не исчерпало своих резервов казачество: некоторые части и подразделения, именованные «казачьими», имеют в своем составе одного-двух бойцов, которые призваны при содействии казачьих отделов ТКВ.
Тем не менее, повторимся, мы никогда не были и не будем в числе отстающих. У нас «военно-патриотический ренессанс» проходит при активном содействии краевых и местных властей, духовенства и казачества. А, значит, он обречен на успех.