00:00, 2 августа 2003 года

Последствия «большой воды» в «Водоканалах»

Системы жизнеобеспечения тогда, в июне прошлого года, оказались на переднем плане восстановительных работ. Иначе и быть не могло. Наладить жизнь в пострадавших районах нужно было как можно скорее, если уж не немедленно. На то, на что в обычном порядке уходят месяцы, в режиме чрезвычайных ситуаций тратились недели и дни.

Тогдашний министр ЖКХ, строительства и архитектуры края Юрий Тыртышов объяснил супертемпы восстановительных работ эффективной моделью управления ЖКХ, сложившейся в крае. На всех важнейших участках – в электро-, водо- и теплоснабжении – есть краевые предприятия (ГУПы), которые и выступили в роли «унитарных центров» и объединили усилия.

Тридцать филиалов ГУП «Ставрополь-крайводоканал» (находились они в зоне паводка или же в сотнях километров) дружно потянули лямку. Чтобы восстановить водоснабжение курортного Кисловодска, который большей частью пьет воду Эшкаконского водохранилища и лишь немного от Кубанского водовода, на Эшкаконский магистральный водовод были стянуты 12 аварийных бригад, три десятка единиц спецтехники. Работы велись круглосуточно. Операция «Эшкаконский водовод» потребовала замены поврежденных участков трубопровода общей протяженностью около двух километров. Ее пробуксовка грозила бы длительным обезвоживанием курортного города в июльскую жару со всеми вытекающими последствиями.

Не менее серьезной задачей было восстановление межгородского канализационного коллектора Кисловодск-Ессентуки-Пятигорск. Стоки мегаполиса тогда представляли угрозу экологической катастрофы для уникального курортного региона. И эту угрозу также удалось предотвратить.

Ремонта, промывки и дезинфекции требовали водопроводные сети практически во всех пострадавших от стихии населенных пунктах. Нужно было восстанавливать воздушные переходы трубопроводов через русла рек, приводить в норму водозаборные сооружения. И прочее, и прочее.

Подразделениям ГУП «Ставрополькрайводоканал», как наиболее организованным и оснащенным, приходилось заходить с восстановительной миссией даже на объекты, которые предприятию не принадлежали. Некоторые собственники систем водоснабжения – сельхозпредприятия и сельские администрации, если сами не справлялись, спешно принимали решения о передаче систем на баланс ГУПа. Так, к примеру, получилось в станице Лысогорской Георгиевского района, станице Барсуковской и селе Надзорном Кочубеевского района. Причем, принимая систему, «Ставрополькрайводоканал» ставил задачу доведения ее до надлежащего состояния, даже если до стихии вода подавалась далекого от нормы качества.

Если до паводка барсуковцы потребляли техническую воду, то теперь, после паводка, восстановлена работа очистных и хлораторной, вода в сетях питьевого качества. В Надзорном до паводка две трети села пили воду прямо из канала, теперь в село вода поступает после очистных соседнего поселка Тоннельный.

В ГУП «Ставрополькрайводоканал» вспоминают жаркое лето прошлого года с нескрываемой гордостью: мол, сработали, показали, на что коллектив способен. Потянули объемов работ аж на 58 млн. рублей! Правда – и об этом здесь тоже говорят без утайки – бюджет края предприятию пока так и не возместил 21 млн. рублей затрат. Тянется долг в 1,7 млн. рублей перед кочубеевским «Водоканалом» по строительству водопроводных «врезок» к новым жилым домам, построенным для пострадавших. Страдает от этого не только само предприятие, которое трещит по финансовым швам, но и потребитель. Кочубеевскому «Водоканалу» его главный кредитор Невинномысский шерстяной комбинат ограничивает отпуск воды до 30 процентов от потребности. Соответственно жители района сидят на жестком графике.

Выходит, что у большой прошлогодней стихии оказался, как у кометы, очень длинный «хвост». ГУП «Ставрополькрайводоканал» ждет, когда бюджетораспорядители его наконец-то купируют.

Н. ДУБОВЦОВА