00:00, 26 июля 2003 года

Фарватер в Мировом океане

Примечательно, что в последнее время наши боевые корабли не только – впервые за прошедшее десятилетие – стали всерьез и на долго покидать родные базы, но еще и проводить полноценные боевые стрельбы. Скажем, черноморцы просто не в состоянии применять в родной акватории противокорабельные ракеты большой дальности – по словам министра обороны России Сергея Иванова: «как ни стреляй, все равно в берег попадешь». Вот почему выход в Индийский океан, где без проблем можно отработать применение такого оружия, стал для них настоящим подарком. Кроме того, в нынешнем году, во время этих и других учений, моряки активно отрабатывали взаимодействие со стратегической авиацией, которая до сих пор рассматривалась в основном как средство нанесения «ответно-встречного ядерного удара».

По большому счету, то, что сейчас происходит на флоте, в советские времена ни у кого не вызвало бы удивления – обычная боевая учеба. Однако российский ВМФ слишком долго «учился», не отходя от причалов, поэтому нынешняя активность воспринимается как нечто необычное. Следует отметить, что такое положение дел – одна из примет той самой военной реформы, которая лишь в последние 2 года стала превращаться в реальность - повышение боеготовности Вооруженных сил.

Активная боевая учеба – не единственный пример перемен в российском ВМФ. Стоит отметить, что в этом году на Тихоокеанском флоте заканчивается первый этап работы по переводу на контрактный принцип комплектования экипажей кораблей и береговых частей. По инициативе главкома ВМФ Владимира Куроедова этот эксперимент начался в прошлом году и в отличие от комплектования добровольцами-контрактниками 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии осуществляется он без особой рекламы. На первом этапе было решено заменить матросов-срочников контрактниками в экипажах подводных лодок, которые составляют около 40% корабельного состава Тихоокеанского флота. По оценке командующего ТОФ адмирала Виктора Федорова, набор добровольцев проходит по плану, хотя, как и в Пскове, не без некоторых проблем. В первую очередь потенциальных профессиональных подводников отпугивает сравнительно невысокий уровень денежного довольствия. По словам адмирала Федорова, успешнее всего идет набор добровольцев на многоцелевые атомные лодки и атомные подводные ракетные крейсера, несколько хуже – на субмарины стратегического назначения.

Следующим шагом в развитии нового способа комплектования на Тихоокеанском флоте должна стать профессионализация частей морской пехоты. В первую очередь, как это и предусмотрено Федеральной целевой программой перевода Вооруженных сил на контрактную основу, одобренной правительством 10 июля, планируется укомплектовать контрактниками должности младшего командного состава, что позволит повысить бое-готовность береговой ударной силы тихоокеанцев. Добровольцев стараются отбирать прежде всего из числа тех матросов и старшин, которые проходят срочную службу. По мнению командования, – это более перспективно, чем надеяться на тот контингент, который поставляют в армию и на флот военкоматы.

Переход на новый принцип комплектования разворачивается и на Северном флоте. Здесь в течение 2004 года планируют заместить контрактниками все должности матросов и старшин в экипажах подводных лодок. А в 2006 году начнется перевод на добровольческую основу частей морской пехоты.

Флот в России более трёхсот лет по праву считался одним из самым передовых, мобильных и мощных видов Вооруженных сил. Похоже, что и сейчас, после затянувшегося периода развала и топтания на месте, Российский флот вновь готовится к демонстрации своего флага и мощи на просторах Мирового океана.

Евгения САВИНА