00:00, 23 июля 2003 года

Бои в подземных лабиринтах

- Сегодня таксы, фокс-, ягд- и вельштерьеры сдают своеобразный экзамен, - объяснил старший судья Сергей Слюсарь. - Им предстоит показать, как они умеют под землей охотиться на енота, лисицу и барсука. Всего испытывается около трех десятков норных собак из разных районов края…

Подобные экзамены для большинства четвероногих охотников края большая редкость. На Ставрополье искусственные норы имеются только в краевом центре. Их несколько видов. Одни похожи на букву «П» - в них проверяется в основном злобность собаки, а другие на огромную цифру «восемь», поскольку имеют два круга ходов: большой и малый.

- Хотя рукотворным норам далеко до настоящих подземных лабиринтов, собакам, чтобы выгнать зверя из «восьмерки», необходимо обладать хорошим чутьем, злобой, способностью преследовать добычу, не отставая от нее, что вынуждает лисицу или енота покинуть нору в наикратчайший срок, - говорит охотник со стажем Федор Кривенко. – Кроме того, у норных должна быть хорошая вязкость, то есть способность работать настойчиво и выносливо до завершения охоты. Еще проверяются такие качества, как голос и послушание.

Как и положено, все началось с жеребьевки. Охотники на пыжах тащили номера, под которыми будут выступать их питомцы, а затем были пронумерованы клетки с лисами и енотами. Таким образом, его величество случай не оставил владельцам собак повода для споров и опротестования решений экспертной комиссии.

И вот началось. Лиса и собака остались в норе «один на один». Деревянные крышки над проходами «ходят волнами», в просмотровых окнах мелькает то рыжее, то черное. Примерно через полчаса судьи выносят вердикт: диплом 3-й степени. Далее картина с небольшими вариациями повторялась несколько раз, но были случаи, когда собака не хотела идти в нору и владельцу приходилось «уговаривать» пса. Иначе его просто сняли бы с испытаний. А иногда охотник и его жертва менялись ролями: лисица заставляла собаку пятиться, что также могло завершиться дисквалификацией пса. Самой же распространенной ошибкой были потеря следа и «холостые» пробежки по кругу.

Мерный ход испытаний нарушили ягдтерьеры Федора Кривенко. Вначале годовалый кобель по кличке Босс буквально в считанные минуты поймал и ухватил сначала за бок, а потом за шею своего противника. А вот его напарнице Дашке пришлось изрядно потрудиться. Лисица ей попалась хитрая – часто меняла направление, занимала на подъемах оборонительные позиции, тем не менее была схвачена. Кстати, чтобы противостояние в «подземных лабиринтах» максимально приблизить к естественным условиям охоты, лис в искусственной норе меняют после встреч с тремя псами.

- Для того чтобы собаки показывали такие высокие качества, их нужно как можно чаще притравливать, - рассказал Федор Кривенко. – Впрочем, вместе с собаками тренируются и звери. Вот в прошлом году был случай: лисица выскочила из норы и убежала в лес. Теперь егерь с притравочной станции жалуется, что она не боится собак и частенько наведывается в курятник…