Максимальный минимум
Первым на думскую трибуну поднялся прокурор края В. Калугин, чтобы проинформировать народных избранников о состоянии законности на Ставрополье за первое полугодие нынешнего года. Прокурор отметил, что правоохранительным органам приходится работать в условиях новой уголовно-процессуальной законодательной базы. Одним из приоритетных направлений деятельности по-прежнему остается борьба с терроризмом, которая дала определенные результаты. Тем не менее, учитывая волну взрывов, прошедшую по России, следует искать новые формы противодействия. И одна из них – вовлечение в профилактическую работу населения, формирование немного подзабытых народных дружин. Прокурорские работники также достаточно эффективно борются с организованными преступными группами, преступлениями в агропромышленном комплексе и экономической сфере, пристально следят за проблемами с соблюдением законов, связанными с миграционными процессами на Ставрополье.
Если говорить об общей картине, за полугодие более чем на шесть процентов сократилось общее число преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Средний показатель раскрываемости преступлений немногим не достиг 69 процентов. Из 43 убийств, произошедших в этот период, раскрыто более 81 процента. В. Калугин заверил собравшихся, что и последние громкие убийства на КМВ непременно будут раскрыты.
Новый закон «О бюджетном процессе в Ставропольском крае» представил заместитель председателя ГДСК К. Храмов. По его словам, принятие этого закона позволит четче осуществлять контроль за исполнением бюджета, в нем впервые прописана методика распределения финансов через фонд поддержки муниципальных образований, отчего города и села, несомненно, выиграют, яснее становится процедура согласования муниципальных бюджетов на стадии формирования главного краевого финансового документа. Принятие этого закона позволит вывести Ставрополье в число самых передовых субъектов РФ, бюджеты которых предельно прозрачны и эффективны.
Главным же вопросом повестки дня стало принятие во втором чтении краевого закона «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае». С принятием федеральной рамочной законодательной базы на откуп регионам Москва отдала формирование собственных нормативно-правовых актов, регулирующих «земельный» вопрос. Иначе, если бы этот краевой закон не увидел свет, на территории края с 1 января 2004 года действовало бы федеральное законодательство, которое совершенно не учитывает региональной специфики.
Насущный и актуальный «земельный» вопрос стал предметом бурного публичного обсуждения. Кроме депутатов и членов правительства в обсуждении законопроекта участвовали и политические структуры. Камнем преткновения в этой дискуссии стала статья 12, устанавливающая размер минимальных участков земель сельхозназначения. ГДСК изучала зарубежный опыт и законодательную практику 20 субъектов России, которые уже приняли подобные нормативно-правовые акты. Для нашей страны колебания составляют от 5 до 300 гектаров.
Вчера этот же вопрос повторно был рассмотрен Законодательным собранием Краснодарского края, где уже имеется подобный закон. Соседи решили, что установленные 300 гектаров для минимального размера слишком много, и «снизили планку» до 200. Столь крупный, в 300 гектаров, минимальный надел не позволит развиваться фермерским хозяйствам, посчитали в Краснодаре. Были сторонники этой точки зрения и в ГДСК. Оппоненты говорили же о том, что установление такой планки позволит не допустить разбазаривания и повальной скупки плодородных земель.
Ставропольский законопроект предусматривал минимальный надел в размере 500 гектаров. По словам губернатора края А. Черногорова, присутствовавшего на заседании ГДСК, на цифре от 500 до 1000 гектаров настаивают и ученые. Именно в этих пределах, считают они, можно эффективно вести земледелие. Звучало предложение утвердить минимальный надел исходя из установленного районирования земельных паев в крае. Скажем, в Предгорном районе это 3,5 гектара, а в Нефтекумском – 21. Предлагалось умножить эти цифры на 10 и таким образом «высчитывать» минимальные наделы. Но предложение поддержано не было, народные избранники говорили, что получится неразбериха в и без того непростом вопросе.
Депутаты-аграрии стояли на том, чтобы сделать надел максимально возможным, профильный комитет Думы по аграрным вопросам, земле, продовольствию и природопользованию в ходе консультаций остановился на цифре в 200 гектаров, были и те, кто настаивал на 40. В качестве законодательной инициативы губернатор края А. Черногоров, выступавший на стороне тех, кто считал необходимым минимальный надел сделать как можно больше, предложил остановиться на цифре в 300 гектаров, за что и проголосовали народные избранники. Ставропольский земельный «минимум», после произошедших изменений в краснодарском законодательстве стал самым крупным в России.
За такой размер выступал и минсельхоз. Первый зампред ПСК – министр сельского хозяйства В. Гаркуша подчеркнул, что не стоит говорить о скорой гибели фермерства в связи со слишком высокой нормой надела. На Ставрополье действуют 175 фермерских объединений, площадь возделываемых земель которых составляет от 180 до трех с лишним тысяч гектаров.
Следует отметить, что, по уверениям правоведов, новый закон никак не распространяется на уже существующие хозяйства, чья площадь меньше минимального утвержденного. Приватизация же сельхозземель на Ставрополье начнется с 2052 года.
Краевая Дума также приняла закон «О казачестве в Ставропольском крае», за что поблагодарил депутатов секретарь совета по экономической и общественной безопасности Ставрополья, атаман Терского казачьего войска В. Бондарев, отметив, что ГДСК этим нормативно-правовым актом не только решила многие проблемы, стоящие перед казачеством, но и отдала дань предкам, некогда воевавшим на этой земле. Депутаты приняли изменения в закон «О плате за пользование водными объектами на территории Ставропольского края», что позволит пополнить краевой бюджет примерно на 400 миллионов за счет отчислений Невинномысской и Ставропольской ГРЭС, лишившихся ряда льгот. Депутаты рассмотрели законодательную инициативу Красноярского края о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и Нижегородской области относительно поправок в Кодекс об административных правонарушениях, приняли ряд краевых законов.