00:00, 10 июля 2003 года

Пастырская поездка епископа Феофана

В частности, весьма полезной назвал он свою поздку в Северную Осетию и Ингушетию. Во многих населенных пунктах этих республик ему довелось не только пообщаться с государственными и религиозными деятелями, но и провести богослужения в храмах, обратиться непосредственно к прихожанам. Всюду люди с большим воодушевлением встречали своего нового пастыря, прося его духовного благословения, рассказывая о себе.

С другой стороны, отметил владыка, еще немало таких сел, где при наличии большого числа православного населения нет храмов. Но зато у большинства, с кем беседовал епископ Феофан, уже сложилось твердое убеждение в необходимости строительства церквей, и это его, конечно, порадовало. Особенно обнадеживает доброжелательное отношение к проблемам православной церкви со стороны руководителей местных органов власти.

Встреча с президентом Республики Северная Осетия А. Дзасоховым не была для владыки первой, они давно знакомы по совместной работе в ряде международных комиссий, а потому общение уже в качестве главы епархии проходило в обстановке делового сотрудничества и взаимопонимания. С обеих сторон было выражено пожелание активизировать духовное возрождение древней Осетии, одного из самых первых оплотов христианства на Кавказе. Поддержка А. Дзасоховым строительства собора Святого Георгия наглядно свидетельствует о том, что в республике хорошо понимают важность совместных усилий православной церкви и государства по нравственному оздоровлению общества, а на Кавказе – еще и по всемерному укреплению мира и добрососедства между народами, его населяющими. Епископ Феофан в свою очередь призвал духовенство раз в неделю в обязательном порядке совершать молебны о мире на Северном Кавказе. Об этом же просил он и мусульман Осетии.

Свои проблемы есть и в Республике Ингушетии, отмечает владыка. Не может не беспокоить, в частности, тенденция последних лет к вытеснению русскоязычного населения. Впрочем, продолжительная беседа епископа Феофана с президентом Ингушетии М. Зязиковым показала, что глава республики настроен оптимистично и готов приложить все усилия, чтобы вернуть русскоязычные семьи к местам былого проживания и создать для них нормальные условия существования. В этом, безусловно, большую роль способны сыграть как деятели церкви, так и старейшины сел, пользующиеся уважением и доверием. Их авторитетное слово призыва к миру может способствовать установлению более благоприятной атмосферы в обществе, спокойному, вдумчивому решению накопившихся острых вопросов. Владыка прямо попросил старейшин «взять под защиту русское население перед экстремистскими кругами», и это нашло отклик у его собеседников.

В ходе поездки и многочисленных встреч ставились также вопросы возрождения некогда действовавших на Кавказе древних христианских монастырей. Причем не обязательно именно в местах проживания русских, считает владыка Феофан, приводя в пример наличие таких обителей в Египте, где ему довелось бывать в годы служения на Ближнем Востоке. Монастыри на протяжении веков являлись притягательными очагами православного духа, и появление их сегодня, когда наше общество отягощено множеством нравственных проблем, несомненно, может повлиять на ситуацию с самой лучшей стороны. Более того, по мнению владыки Феофана, очищающая духовная деятельность возрожденных обителей явится живым свидетельством становления цивилизованного существования религий и народов.