00:00, 20 июня 2003 года

В поисках убежища на ставропольской земле

- Леонид Константинович, прежде всего давайте разберемся в разнице статусов «беженец» и «вынужденный переселенец».

- Согласно федеральному законодательству, в нашей стране беженцем считается человек, который не является российским гражданином и на своей Родине может стать жертвой насилия, преследования по признаку пола, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или из-за политических убеждений. Он не может (или не желает) пользоваться защитой своей страны, а также из опасений за собственную безопасность не может (или не желает) в нее вернуться. А вынужденные переселенцы – это граждане России, покинувшие место жительства вследствие грозящей им опасности или совершенных в отношении их, членов семьи актов насилия, преследования по расовым, языковым и иным причинам. Разница статусов влечет различия в социальном обеспечении.

- То есть беженец – это обязательно мигрант из-за рубежа. А что дает ему правовой статус для жизни в России и как его получить?

- Это определяет опять же закон. Согласно ему вправе ходатайствовать о получении статуса беженца люди, не являющиеся гражданами России или вообще не имеющие гражданства, которые из-за причин, о которых мы уже говорили, подали в консульство или миграционную службу соответствующие заявления. Также они должны предоставить определенный пакет документов, подтверждающих их личность, и доказать обоснованность своего поступка. Человеку, официально признанному беженцем, Россия обязана предоставить права и обязанности, равные со всеми жителями страны.

- А сколько беженцев проживают в Ставропольском крае?

- В настоящее время у нас состоят на учете девять «официальных» беженцев и 65 семей (74 человека), которым предоставлено временное убежище. Почти все - выходцы из Афганистана. Они приехали учиться, работать в СССР в 1980–90-х годах. Некоторым было тогда по пять-десять лет. Большую часть жизни они прожили здесь и считают Россию своей Родиной. У них появились семьи, постоянная работа… Отъезд в Афганистан для них опасен, потому что смена режимов там привела к власти правителей, считающих этих людей кровными врагами.

- По закону они должны быть обеспечены жильем…

- Да, для беженцев, не имеющих пристанища на территории Российской Федерации, существует фонд жилья для временного поселения. Но он очень ограничен, поэтому жилые помещения предоставляются в порядке очереди. Проживать же в них можно только в течение трех лет - это срок действия статуса беженца. В Ставропольском крае такого фонда нет вообще, но в нем и необходимости нет. Потому что живут люди здесь довольно давно и смогли самостоятельно решить жилищную проблему. На Юге России существуют два межрегиональных центра временного размещения иностранцев. Они находятся в Ростове-на-Дону и Горячем Ключе (Краснодарский край). Создаются такие центры за счет средств федерального бюджета и других источников с учетом генеральной схемы расселения на территории РФ, а также необходимости регулирования миграционных потоков.

- С какими проблемами, по вашему мнению, приходится сталкиваться беженцам?

- У «наших» афганцев основная забота – получить вид на жительство или гражданство России. Этот процесс осложняет их собственная правовая безграмотность. Чтобы помочь этим людям, специалисты нашего управления регулярно проводят консультации по основам российского законодательства. Разбираемся с каждым конкретным случаем. Но, конечно, не всегда удается решить все проблемы.