Не стесняйтесь любить свою родину
С просьбой подробнее рассказать о нем мы обратились к заместителю министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, сопредседателю оргкомитета конкурса Андрею РОМАНЧЕНКО.
- Андрей Юрьевич, насколько нам известно, нынешний конкурс уже второй. Все ли удалось реализовать во время проведения первого конкурса? Для кого он проводится и зачем?
- Действительно, это уже второй из числа запланированных государственной программой патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2005 года конкурс на ежегодную премию «Патриот России». Премия лауреата конкурса присуждается телевизионным и радиокомпаниям, редакциям газет и журналов, а также отдельным авторам и авторским коллективам. Главные критерии для победы - профессиональный уровень раскрытия патриотической темы и системность в освещении этой темы в эфире либо на страницах газет и журналов.
Победителями первого конкурса, который завершился в конце прошлого года торжественной церемонией чествования лауреатов в Центральном театре Российской армии в Москве, стали творческие коллективы и отдельные авторы из 64 областей, краёв и республик России.
К глубокому сожалению, из-за нерадивости некоторых местных администраций, другие причины трудно сыскать, не смогли принять участие в финальном туре первого конкурса журналисты ряда областей Европейской части России, отдельных регионов Сибири. Хотя практически всем главам администраций субъектов Федерации были направлены письма от имени учредителей конкурса с просьбой о содействии в его успешном проведении.
- Все же в чем смысл проведения подобных акций? И о каком патриотизме в СМИ и в обществе можно говорить, если на экранах телевизоров в большинстве своем – заграничные боевики с насилием, убийствами, в изданиях обсуждается все, что угодно, но только не тема лояльного отношения к своему Отечеству?
- На самом деле целенаправленная и систематическая работа СМИ на ниве патриотического воспитания прежде всего детей и молодёжи весьма важная и актуальная задача. Вы правы, стоит лишь посмотреть, чем заполнен по большей части ежедневный эфир радио и телевидения, и станет понятно, что отечественные СМИ пока не очень озабочены этой проблемой. Высокими рейтингами отмечены отнюдь не те передачи, в которых честь стать героем была бы заслужена делами во благо людей и обновляемой России. И это – не громкие слова.
Тем не менее, как показал первый конкурс, патриотическая тематика остро востребована обществом. Собственно говоря, об этом хорошо знают и сами вещатели и издатели. Только ведь создание таких передач, к тому же способных выиграть конкуренцию с передачами массовой культуры, требует значительно больших творческих и душевных сил, нежели прокат боевиков и демонстрация многочисленных развлекательных шоу. Без преувеличения и излишнего пафоса можно сказать, что сегодня созвучие программной и издательской политики теме патриотизма есть своеобразный тест на гражданственность позиций СМИ. И самое главное – пора прекращать видеть в стране, в которой живешь, только отрицательное, хватит стесняться любить свою Родину.
- Но одними увещеваниями, видимо, ситуацию не изменить. Ведь чувство уважения к своему Отечеству нужно воспитывать с младых ногтей. Что государство и, в частности, Минпечати, делает для этого?
- Для МПТР России вот уже не первый год поддержка социально значимых проектов патриотической тематики - одно из основных направлений работы. Для этого выделяются целевые бюджетные средства.
Конкурс на ежегодную премию «Патриот России» относится к этому направлению работы. И хотелось бы отметить, что конкурс – не только ведомственная инициатива двух министерств – МПТР России и Минобороны России. Всероссийский конкурс на ежегодную премию «Патриот России» как поручение правительства Российской Федерации прописан отдельной строкой в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». Программа утверждена постановлением правительства № 122 от 16 февраля 2001 года.
- И какие деньги выделяются на эти цели?
- В пределах средств федерального бюджета, запланированных на реализацию государственной программы патриотического воспитания на период её действия, то есть до 2005 года, МПТР России должно быть выделено 23,5 миллиона рублей. Впервые, начиная с 2001 года, в 2003 году произведено целевое финансирование мероприятий программы. МПТР России как одному из ее исполнителей выделено немногим более пяти миллионов рублей. Часть из этих средств уже направлена министерством на поддержку Всероссийского конкурса на лучшее журналистское и литературное произведение «Моя малая Родина» и награждение лауреатов, которое состоялось в апреле нынешнего года в Москве. Конкурс был организован МПТР России и Росвоенцентром в соответствии с поручением правительства Российской Федерации.
- А что полагается победителям конкурса «Патриот России»?
- Для победителей конкурса на ежегодную премию «Патриот России» учреждено 12 главных, 28 специальных и 14 поощрительных премий по девяти номинациями, дипломы лауреатов. Размеры главных премий (первой, второй и третьей) для отдельных телевизионных компаний составляют от 125 до 350 тысяч рублей. Для радиокомпаний - от 75 до 200 тысяч рублей. Обладатели первых премий среди редакций газет и журналов получат денежное вознаграждение в размере от 75 до 150 тысяч рублей.
Обладатели специальных и поощрительных премий в лице отдельных авторов или авторских коллективов получат денежное вознаграждение в размере соответственно 25 и 10 тысяч рублей.
Номинации конкурса носят тематический характер, что определяется его основной задачей – обратить внимание, в первую очередь, на те творческие коллективы и тех авторов, которые систематически и на достойном профессиональном уровне ведут работу по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, регулярно обращаются в своём творчестве к темам героического настоящего и прошлого страны, активно участвуют в военно-шефской работе, проводят в эфире либо на страницах газет и журналов патриотические акции.
В этом году организаторы планируют вместе с премиями и дипломами вручать лауреатам конкурса специальные призы. Художники уже трудятся над их проектами.
Важно ещё раз подчеркнуть, что работы на тему гражданского патриотизма будут рассматриваться на паритетных началах с работами военно-патриотической тематики. А то почему-то сложилось мнение, что Родину у нас любят только военные.
Напомню, что второй конкурс проводится по итогам работы за 2002 год.
Необходимо обратить внимание на то, что региональные ГТРК, как и СМИ федерального характера, свои материалы могут направлять в оргкомитет в Москву напрямую, то есть без предварительного отбора в своих регионах. Это правило относится также к лауреатам ежегодного межрегионального фестиваля военно-патриотических телевизионных и радиопрограмм в Перми «Щит России». К участию в финальной части конкурса приглашаются, кроме того, победители других конкурсов, чьи работы соответствуют тематике конкурса «Патриот России» и условиям его проведения.
* * *
Вся необходимая информация о конкурсе на ежегодную премию «Патриот России» размещена в Интернете на сайте МПТР России: www.mptr.ru и на сайте "Ставропольской правды" в разделе "Конкурсы".