Полевые гонцы
Какие появляются ассоциации при слове «фельдъегерь»? Много чего, а уж «фельдшер» и «егерь» обязательно. Но, ни к той, ни другой эта профессия (да, да, именно профессия) не имеет никакого отношения.
Так именуются работники военно-курьерской связи, долгое время засекреченной. И, несмотря на развитие и разнообразие современных информационных технологий, являющейся самой надежной и по сей день.
С немецкого слово «фельдъегерь» в словаре иностранных слов переводится как «военный или правительственный курьер для доставки важных, преимущественно секретных бумаг». Еще в глубокой древности, когда появились первые государственные образования, передать послание соседям можно было только с помощью гонца. Первое упоминание в летописи о передаче сообщений на территории Руси через специальных людей относится к первому тысячелетию нашей эры. Гораздо позже эту функцию на себя взяла почта, но потребность в фельдъегерях ничуть не уменьшилась. Передать важные бумаги и документы по-прежнему доверялось только им. В декабре 1796 года указом Павла I учреждается фельдъегерский корпус России, и служба становится государственным институтом. На Ставрополье фельдъегерская связь появилась 11 июня 1923 года в составе краевого управления и райотделов Главного политического управления.
О сегодняшней работе ставропольского отдела ГФС России рассказывает старший инспектор отдела майор внутренней службы Ю. Васекин.
- Люди у нас работают, отслужившие срочную службу или окончившие военные учебные заведения. Коллектив не большой, но сплоченный. Кадры подбираем сами. Тщательно проверяем претендента на «предмет безупречности его прошлого». Ведь наши сотрудники наделены большими полномочиями, по служебному удостоверению вхожи в любую организацию, и в тоже время несут полную ответственность, вплоть до уголовной, за сохранность груза. А доверяют нам очень важную и ценную ношу. К тому же, каждый из нас подписывает договор о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну. Подробности не спрашивайте. Не смотря на то, что после перестройки существование нашей службы перестало быть тайной, работа по-прежнему секретна. Информации о деятельности нашего отдела нет даже в ставропольских музеях и архивах, мы проверяли.
Наверное, наша газета станет одной из первых, кто расскажет широкой аудитории, что в течение последних тридцати лет подряд отдел ГФС фельдъегерской службы в Ставрополе становится победителем Всероссийского смотра-конкурса на звание Отличного подразделения фельдсвязи России. Что люди там не просто работают, а совершают геройские поступки, нередко рискуя собственной жизнью. Так, в 1937 году при выполнение фельдъегерского маршрута на сотрудников Ессентукского райотдела НКВД В. Котова и В. Жученко напали два бандита. Оба фельдъегеря получили пулевые и ножевые ранения, но ценный груз спасли. В больнице они скончались. В 1942 году фельдъегерь первого разряда ставропольского УНКВД И. Бакалов участвовал в составе «Летной Группы» фельдсвязи по доставке на самолетах Р-5 через Ладожское озеро в осажденный Ленинград документов Ставки Верховного Главнокомандования, за что награжден орденом Красной Звезды. В сентябре-августе 1996 года добровольно, в составе временной группы фельдсвязи по обслуживанию правительства Чечни и войсковых соединений аэропорта Северный, находился старший инспектор-дежурный ставропольского отдела майор внутренней службы О. Михайлюков. За добросовестное отношение к своим служебным обязанностям и проявленное мужество он награжден медалью «За отличие в охране общественного порядка».
- Часто случаются нападения на фельдсвязистов?
- Скорее чаще люди гибнут в различных транспортных катастрофах. Помните, в 1995 году упал самолет в Иркутске. В нем находились два фельдъегеря. Когда разобрали обломки, нашли их, прикрывающих собственными телами груз. Наши сотрудники вооружены, физически хорошо подготовлены. Как в милиции, их учат обращаться с оружием, самообороне. Так что смогут дать достойный отпор любому бандиту.
В разные годы ставропольскими фельдсвязистами руководили В. Мальцев, Г. Стадников, секретарь наркома УНКВД С. Трубников, полковник Е. Тарасов, полковник внутренней службы Д. Каминский. Последние семнадцать лет отдел возглавляет полковник внутренней службы Н. Стасенко.
- Наши заказчики люди серьезные - правительство, администрации (например, президента страны во всех поездках обязательно сопровождает фельдъегерь), а также все силовые структуры, некоторые юридические лица, много туристических фирм, – продолжает Ю. Васекин. – Для них важна не только сохранность груза, но и оперативность его доставки. Поэтому, в какую бы точку страны не пришлось ехать фельдъегерю, прохождение корреспонденции имеет строгий лимит времени – трое суток. Так что используются все возможные виды транспорта. Так, органами Федеральной фельдъегерской связи РФ в общей сложности осуществляется доставка груза по 56 авиационным, 36 железнодорожным и 16 автомобильным маршрутам (два из них выполняем мы – Ставрополь-Москва-Ставрополь и Ставрополь-Минводы-Ставрополь).