00:00, 4 июня 2003 года

«Не плохой и не хороший, я – счастливый!..»

Однако войдем в эпизод еще одного знакомства, теперь уже сценического. Некий молодой человек, американец Дональд Бейкер решается сбежать от своей слишком заботливой матери и приезжает в Нью-Йорк. Снимает жилье и ждет: что-то случится, он это предчувствует… Рядом поселяется девчонка-хиппи Джил и однажды заявляется к нему в гости. Какой контраст! Она – шальная и безудержно искренняя, вокруг него – облако одиночества, тишины, загадки. В какой-то момент Джил закуривает, хватает со стола пепельницу, кружит по комнате. Он же, закурив, аккуратно подходит к столу и стряхивает пепел над тем местом, где у него стояла пепельница. «Ты что – слепой?!» - восклицает Джил, и Дональд отвечает ей тихо и спокойно: «Слепой»…

Запомним этих героев и познакомимся с Антоном Дубровским поближе. Он – актер Ставропольского молодежного театра-студии «Слово», художественный руководитель которого заслуженный артист России Владимир Гурьев. «Слово» родилось из студенческой студии, хорошо известно на юге России, существует 10 лет и базируется на сцене городского Дворца детского творчества. Примерно столько же работает в театре Антон. Его основное образование – гуманитарное, в 2000 году он закончил отделение журналистики СГУ. Профессию актера получил «штучным» методом – от своего учителя Владимира Гурьева: сценическая речь, движение, мастерство. Впрочем, двадцатишестилетний Антон уверен, что речь идет о бесконечном множестве вещей. Одухотворенность Гурьева, его фантастическая преданность театру, любовь к поэзии – это ведь тоже проникает в ауру его учеников.

Страстное желание Антона играть на сцене связано также с именем актера Михаила Мальченко. «Было мне 14 лет, - вспоминает Антон, - растительное существование, и вдруг попадаю в Ставропольский драматический театр на спектакль «Анка из Америки». Идет финальная сцена, где Мальченко начинает месить воздух руками в огромных боксерских перчатках… Надо знать глаза этого артиста… Вся мощь его бессилия и отчаяния обрушилась на меня, и я зарыдал. В то же время я испытал такой недетский восторг, будто увидел мир впервые…». А через 10 лет заслуженный артист России Михаил Мальченко пришел на спектакль «Слова» «Маленькие трагедии», увидел Сальери в исполнении Антона Дубровского и после спектакля пожал ему руку, сказав сдержанно: «Спасибо за работу». Собственно, лично с Антоном Михаил Александрович не знаком и об этом эпизоде, возможно, не помнит, но Антон почувствовал себя состоявшимся актером.

В студии «Слово» он играет великих злодеев, «плохо зарекомендовавших» себя в глазах человечества: Сальери, убившего, по легенде, Моцарта, Мартынова, убившего Лермонтова, коварного Гермеса – олимпийского бога коммерции, суть личности которого выражает закон: на полпути человека сторожит не Бог, а дьявол… Но отрицательные роли – это ловушки, в которые попадают зрители. Они-то порой полагают, что сценические герои – порождение актерской души. «Знаете, - сказал мне Антон, - зрители обычно аплодируют полюбившемуся персонажу. Но когда моему Сальери в этом отказывают, я радуюсь, значит, хорошо сыграл. Зато Гермеса принимают горячо, и для меня это загадка. Мне совсем не безразлично, с какими чувствами уйдет домой зритель. Но, если хотите узнать, хороший я человек или плохой, могу признаться: я – счастливый!»…

Несколько лет назад Антон Дубровский случайно наткнулся на пьесу американского автора Л. Герша «Эти свободные бабочки» и возмечтал сыграть положительную роль! Три года просил об этом Владимира Гурьева, и спектакль стал реальностью, если не сказать – событием для тех, кто его видел. Итак, молодой человек – милый, искренний, образованный – действительно слеп. С тех пор, как хиппи Джил об этом узнала, все стало преображаться. Зал взрывается от смеха, столь остроумны и честны ситуации. Но смех прикасается к чему-то незащищенному внутри нас. Под поверхностью слов происходит истинная трагедия. О ее существовании мы догадываемся даже не потому, что Дональд слеп, а потому, что он чист и безгрешен в нашем достаточно греховном мире. Случается минута, когда влюбленный, но все понимающий, он говорит Джил: «Я нужен тебе больше, чем ты мне!». В этом великая правда спектакля – этот слепой юноша и нам нужен гораздо больше, чем мы – ему!..

… Роль Дональда сделала Антона счастливым. И я ему верила еще и потому, что в театре-студии, как и другие, он работает бесплатно, хотя, по сути, речь идет (по уровню) далеко не о самодеятельной сцене. Но, кстати, именно так существует почти весь профессиональный театр в Японии. Днем актер зарабатывает себе на жизнь, вечером работает в театре – не ради денег, ради счастья. В свое время Антон занимался выборными пиар-технологиями, работал на «Русском радио» и «Европе плюс»…

И все-таки я вновь и вновь возвращаюсь к роли «прекрасного человека», так тонко и талантливо сыгранного Антоном Дубровским. Ведь дело не только в его поразительной органике и светлом голосе. Дело в том, что актер не заискивает перед публикой и только потому она способна поверить выстраданной истине его героя: жизнь – не спортивно-эротическое увеселение, а испытание и вызов, дар Божий…