Защищая интересы края
За последние два года произошло становление работы Совета Федерации на постоянной основе. Юридически возможности палаты расширились для того, чтобы теснее работать с Госдумой над законопроектами, начиная с первого чтения, а также активнее разрабатывать собственные законодательные инициативы. Практически же далеко не все сенаторы систематически занимаются этим. Многие, представляя корпоративные круги, уделяют формальное внимание законотворчеству и мало своим территориям, потому что, как правило, не являются выходцами из них. Это один нонсенс. Другой состоит в том, что Совет Федерации стал весьма управляемым со стороны президентской администрации. Одна из причин – отсутствие материальной базы, а от- сюда слишком большая зависимость палаты от различных президентских структур. Чтобы не было такой нежелательной соподчиненности, нужен закон о статусе Федерального Собрания, который не позволит подыгрывать кому бы то ни было.
Суть моей законотворческой деятельности состоит в разработке оригинальных законопроектов и во внесении поправок в существующие законы, которые направляются в мой адрес из края и других территорий страны. По этому поводу я отправил в течение последних двух лет 96 писем в соответствующие комитеты Госдумы РФ и Совета Федерации. Кроме того, по вопросам законотворчества я послал 31 письмо С. Миронову.
По ключевым общенациональным темам, таким, как стоимостная оценка национального богатства России и его эффективное использование на основе Единого государственного кадастра и применения ГИС ОГВ, опора на концессионные договоры и залоговое право, мною были направлены 60 записок в адрес различных федеральных ведомств, в том числе в администрацию президента, правительство страны. А 12 из них – в адрес В. Путина и М. Касьянова.
В соавторстве с председателем Совета Федерации С. Мироновым был подготовлен законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон «Об образовании» (в части приоритета здоровья над обучением). Проект прошел стадию предварительного обсуждения на профильном комитете Совета Федерации. Получены заключения 74 субъектов РФ. Не поддержали законопроект лишь семь территорий. Законом вводится ответственность органов образования прежде всего за ухудшение состояния здоровья учащихся в течение учебного года.
Вторая моя законодательная инициатива – Федеральный закон «О механизмах координации принятия и реализации решений в сфере внешней политики и международных отношений РФ». Если этот закон будет принят, то возможность для субъективных решений со стороны руководителей страны значительно уменьшится.
Продолжаю работать над осуществлением Программы перспективного планирования законотворческой работы на ряд лет вперед. Подготовил документы по созданию Российской академии парламентаризма, которая могла бы среди прочих проблем способствовать решению задачи перспективного планирования законодательства. Ежегодно участвую в работе трехсторонней комиссии по бюджету. Вносил в Госдуму поправки к проектам федерального закона о бюджете прошлого и нынешнего годов, направляемые из края. Занимался исполнением поручения губернатора А. Черногорова о включении мероприятий Ставропольского края в федеральные целевые программы, а также ряда важнейших социальных объектов в состав федеральной адресной инвестиционной программы. Внес в профильные комитеты Совета Федерации основные идеи постановлений краевой Госдумы о необходимости принятия федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 79 федерального закона «Об актах гражданского состояния», «О возобновлении компенсационных выплат на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования», «О реформировании электроэнергетического комплекса Ставропольского края и перспективах тарифной политики». Работал во временной комиссии Совета Федерации по вопросам ликвидации последствий стихийного бедствия на Северном Кавказе. Если не будем принимать исчерпывающих упредительных мер, нас и впредь будут настигать беды. В связи с этим подготовил записку «О государственных мерах по предотвращению природных и техногенных катастроф в РФ».
В целях более активного привлечения к законотворческой практике ведущих специалистов Москвы в международной сфере возглавил при комитете по международным делам Экспертный совет.
Защищая интересы края, за последние два года направил в федеральные министерства и ведомства 155 обращений. Наибольшее число - в Минобразование, Минтруд, Минсельхоз и Минпечать. В интересах защиты прав граждан мною передано двадцать семь писем в Генеральную прокуратуру, Верховных суд, Минюст и МВД РФ. Положительные решения в ответах федеральных органов составляют от 40 до 60 процентов.
Реагируя на различные просьбы, направил сто восемнадцать писем руководству нашего края. Пришлось обращаться в интересах Ставрополья и к другим территориям страны. В частности, с просьбой оказания помощи в связи с летним наводнением, обмен материалами по вопросам кадровой политики, работы с бюджетом. Откликнулись все территории. Надеюсь, что опыт, накопленный в стране, принесет пользу краю.
Например, Минобороны России положительно отнеслись к моей просьбе по налаживанию взаимодействия мясоперерабатывающего комбината «Георгиевский» и Георгиевского консервного завода с соответствующими управлениями СКВО по поставке продовольственных товаров для воинских частей, дислоцированных в крае. Указания МО РФ по этому вопросу были отданы.
Достаточно много насущных проблем удается решать. Там, мною инициировано рассмотрение вопроса о создании противоградовой службы в регионах Северного Кавказа на заседании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике. Решение Комитета отправлено в правительство РФ. Будем включать финансирование данной службы в бюджет 2004 года. Помог Пятигорскому эндокринологическому центру в решении вопроса аренды помещения. Вернул прежнюю производственную базу Федеральному госучреждению «Государственная заводская конюшня «Ставропольская». Краевая библиотека им. Лермонтова по моей просьбе стала дополнительно получать из Парламентской библиотеки Федерального Собрания тринадцать наименований изданий правовой тематики. В ответ на мою просьбу о создании кафедры ЮНЕСКО в Ставропольском государственном университете, Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО официально высказала готовность предоставить СГУ необходимую помощь в подготовке заявки по этому вопросу. Дело за руководством университета.
Каждый раз по приезду в край я в течение 5 – 7 дней принимаю жалобы и просьбы посетителей. Удается помогать и рядовым гражданам.
Являясь постоянным членом Ассамблеи Западно-Европейского Союза, Парламентской ассамблеи Совета Европы, а также рабочей группы по связям с Бундесратом ФРГ, защищая интересы России, стараюсь в конструктивном духе выступать на всех доступных для меня мировых трибунах. Наиболее существенным личным вкладом в практику международной жизни считаю улучшение парламентского диалога России с НАТО, инициирование публичного обсуждения на российском и международном уровнях проблемы запрещения легальной торговли всеми видами обычного оружия, внесение предложений по созданию европейских институтов, унифицирующих и облегчающих решение проблем мигрантов, а также по созданию следственных органов и международной прокуратуры ООН. Кроме обсуждения общероссийских и международных проблем я, при всяком удобном случае, пропагандирую инвестиционные возможности и потребности нашего края.
Регулярное участие в работе всероссийских и международных научно-практических конференций, симпозиумов и «круглых столов» выливается в публикации в СМИ и в книжную продукцию. За отчетный период мною было опубликовано в книгах, газетах и журналах свыше пятидесяти материалов.
Считаю, что местные власти недостаточно полно используют потенциал возможностей ставропольского землячества и постоянного представительства в Москве. В числе земляков, проживающих нынче в столице, бывшие российские и союзные министры с огромной жизненной школой и большими связями. Они способны лоббировать выполнение многих поручений губернатора и правительства Ставрополья.
Полагаю, что в первую очередь на землячество должно опираться московское представительство правительства края. Нынешнее руководство способно решить многие проблемы края в правительстве страны, но для этих целей я уже не первый раз прошу краевых министров бывать там. Направлять свои документы его сотрудникам с целью их продвижения в центральных ведомствах и контроля за исполнением.
Отмечу также, что результаты моей работы были бы значительно скромнее без помощников, людей высокого профессионализма. Доволен я и сложившимися деловыми отношениями с А. Черногоровым. В ответ готов к еще более тесному сотрудничеству.