Овощной бунт
На дворе – конец мая, а на ставропольских базарах, похожих как капли воды в плане стоимости овощей, огурцы не опускаются ниже 30 руб. за килограмм, помидоры – ниже 50. Выше – пожалуйста. За прошлогодний картофель торговцы просят 15 целковых, но все, как один, согласны отдать его по 14. «Сошла с ума» зелень, пучок которой доходит до десятки, хотя и лук, и петрушка, и укроп непривередливы в уходе, живут по принципу «посадили – вырасту». Почему же все так дорого?
Это выгодно «перекупочной» мафии, которая, как ворог, оккупировала наши базары. Взять, к примеру, огурцы. Тепличные хозяйства края, начавшие поставки с нового года и даже чуть раньше, зеленый овощ продают оптовикам по значительно более дешевым ценам, чем перекупщики на рынках. Теплицы Предгорного района – по 20-27 рублей, Левокумского – по 7-12 рублей за килограмм. Разница цен между территориями объясняется тем, что предгорненские хозяйства работают по новейшим технологиям и выращивают короткоплодные огурцы, пользующиеся спросом не столько в крае (где в розницу идут по 40 рублей и выше), сколько в центральной России (Москва, Санкт-Петербург и т. д.) - там, где капризный покупатель. Кстати, туда же уходит основная часть предгорненских томатов, включая кисловодские, хотя сейчас их много и на ставропольских базарах. А в Левокумском старенькая, хотя и рентабельная, тепличка.
В целом же, как сообщили в министерстве сельского хозяйства края, ко вчерашнему дню (с начала года) тепличными комбинатами края собрано и уже реализовано 4 тыс. 219 тонн продукции, в том числе 3 тыс. 221 тонна огурцов, 898 тонн помидоров.
Примерно с середины весны пугает стоимость морковки и свеклы, доходящая до 20 рублей за кг. Это что – «овощной бунт»? В принципе, да. Иначе говоря, сезонный дефицит: старые запасы на исходе, а новые еще не выросли. Прозорливые люди свеклы и моркови накупили по приемлемым ценам еще до начала сезонной нехватки. Крайне отрицательно отразятся на стоимости этих овощей пыльные бури, выдувшие семена лука, свеклы, моркови с полей преимущественно западных районов Ставрополья (Труновского, Изобильненского и др.). Пересевать (причем по два-три раза) пришлось более тысячи (!) гектаров, при том, что общая площадь запланированных на нынешний год посевов составляет 4,4 тыс. га.
Пересев – это не только дополнительные затраты, но и практически запланированный недобор – сроки-то ушли. Этот год для отрасли овощеводства вообще складывается довольно тяжело: была прохладная весна, почти без дождей. Вот и сейчас, по данным минсельхоза края, трудно всходят уже новые посевы овощей. А когда урожай задерживается, цены что делают? Правильно, растут.
Впрочем, не бурак бьет рекорды «заоблачных» цен на базарах. Ну ладно клубника, она никогда дешевизной не отличалась, тем более в начале «карьеры», но картофель, второй наш хлеб, пусть и нового урожая, стоит 40 целковых, кабачки – 35! Пусть завозные, пусть из Азербайджана, пусть у нас пока не выросло, разве это повод так взвинчивать цену? Это к вопросу о том, кто в крае и, в частности, в Ставрополе, устанавливает и контролирует цены на продукты.