Пасхальный плебисцит
Минувшее воскресенье для станицы стало особенным: календарно с Пасхой совпали выборы главы и совета депутатов Барсуковского сельсовета. Но, наверное, Барсуки выбирали и новую жизнь. Как это у них получилось, к чему стремятся жители станицы, что прячется за фасадами коробок новых домов? На эти вопросы попытались найти ответы журналисты «СП».
С крашеным яйцом и бюллетенем
Единственный избирательный округ включает в себя станицу Барсуковскую и близлежайший поселок Свистуха. Из общего числа населения в 5314 человек (по статистическим данным на 1 января 2003 год), право голоса имеют 3587 жителей. Чтобы выборы были признаны состоявшимися, на участки для голосования должны были придти 20 процентов от внесенных в списки избирателей. Отдать гражданский долг барсуковцы приходили на два избирательных участка – в местную единственную школу и Дворец культуры. Располагаются они в центре станицы, метров в трехстах друг от друга. Здесь целый день было празднично – цветы, русский шансон, концерт казачьей песни, уличные кафетерии с пасхами и пивом… Поражало количество желающих отдать свой голос. К кабинкам, где опускались бюллетени, стояли очереди! В Свистуху членам избиркома пришлось ехать самим. Там находится психоневрологический интернат. Живут в поселке, в основном, социальные работники и престарелые избиратели, которым из-за проблем с общественным транспортом сложно добраться в центр и проголосовать.
Изначально кандидатов на пост главы сельсовета баллотировалось четырнадцать. За два дня до выборов их стало меньше, один из соискателей «ушел» по собственному желанию. Большинство претендентов - люди, далекие от высоких чинов: учителя, начальники отделов, цехов, подсобных хозяйств, прорабы, кассир-секретарь, безработные. Свою «политическую активность» они объясняют, как сказано в одной из листовок, «желанием работать и исправить ошибки прежнего руководства, которое не хотело заниматься проблемами станицы». Все обещали навести санитарный порядок, организовать досуг молодежи, провести уличное освещение, восстановить баню…
А вот потенциальные депутаты сельсовета не затруднили себя составлением предвыборных программ: мол, все и так друг друга знают! Впрочем, и конкуренция среди них была не такой жесткой – из десяти кандидатов нужно выбрать пять.
Жители станицы на новое начальство возлагают большие надежды. Ни один наш, уже проголосовавший, собеседник в адрес бывшего главы не произнес ни единого хорошего слова. Возможно, этим объясняется высокая явка на избирательные участки, и уже в одиннадцать утра выборы были признаны состоявшимися.
Всего же на выборы пришли 51,3 процента избирателей. Новым главой Барсуковского сельсовета избран учитель местной средней образовательной школы В. Котов. За него проголосовали 33,76 процента пришедших на участки. Конкурировала с лидером лишь начальник отдела снабжения внедренческо-производственного предприятия «Луч» В. Брусилова (21,4 процента). Остальные претенденты не набрали и десяти процентов голосов. Кстати, против всех проголосовали всего 2,28 процента.
- Выборы прошли очень спокойно, - прокомментировала член избирательной комиссии Ставропольского края, присутствовавшая в Барсуках, Ю. Ляликова. – Не зарегистрировано ни одного нарушения. Жители проявили заинтересованность и ответственность.
Кладбищенские бдения
Отдав честь долгу гражданскому, барсуковцы шли на кладбище почтить усопших. Вереницы бабушек и дедушек да детишек на велосипедах с цветами и пасхальными яйцами направлялись на окраину Барсуков. Рядом с кладбищем стоит восстановленная церковь. Только внутрь нам попасть не удалось - после всенощной службы храм был закрыт.
Во время летнего наводнения кладбище затопило. Сегодня о былых беспорядках напоминают только кучи мусора у ограды. Среди всеобщей разрухи, царящей в станице, кажется, это один из немногих уголков, который полностью восстановлен. Погибших от наводнения здесь не поминали. Потому что хоронить летом из-за грязи и разрухи на этом кладбище запрещали. Почтить память умерших родственникам пришлось ехать в Ставрополь, Кочубеевку, Невинномысск и Свистуху.
Пасхальное настроение пришедших жителей мгновенно менялось, как только они узнавали, что мы журналисты. Если на избирательных участках люди говорили о своих надеждах на улучшение жизни станицы, здесь в разговорах сквозили апатия и недоверие. Люди жаловались на хамство и глухоту к проблемам населения со стороны властей, невыполненные обещания, бумажную волокиту, грязь в станице.
После наводнения минуло десять месяцев, а его последствия до сих пор отражаются на здоровье людей. Причина многочисленных болезней, считают барсуковцы, - санитарное состояние станицы и отсутствие нормальных бытовых условий. Во многих домах нет воды, канализации, постоянно отключают свет. В единственной местной участковой больнице двадцать пять коек. Свободных мест здесь обычно не бывает. Медсестры нам рассказали, что уже сегодня они не справляются с болезнями. А врачи с ужасом ждут лета, когда от мусора - а он огромными кучами свален по всей станице - начнутся испарения. Многие больные предпочитают лечиться дома, потому что в больнице находиться невозможно. В палатах сыро, «цветут» стены. Кстати, уже более десятилетия в Барсуках строят вторую больницу. Когда долгострой будет закончен, неизвестно.
Картонные домики, несбывшиеся надежды
Радуют взгляд стройные ряды аккуратных новостроек, красующихся на окраине станицы. Вот только у местных жителей такого восторга они не вызывают. Говорят, ненадежные дома, только построили, а они уже рушатся.
Следы восстановительных работ, о которых с помпой сообщалось в свое время, обнаруживаются только в центре Барсуковской. Здесь опрятные здания, красивые клумбы. Но разруха «лезет из щелей»: расхлябанные дороги, общественные туалеты с дырами. В зданиях (даже в администрации, школе и Дворце культуры) этих удобств нет вообще.
Экскурсия по станице и вовсе испортила праздничное настроение: между цветущими абрикосами - скелеты домов, пустынные грязные улицы без единого упоминания об их названиях, измученные проблемами жители, изредка мелькающие в пустых проемах когда-то бывших окон...