«Снизу – вверх» в России не сработает
Семинар был организован при участии министерства финансов СК в рамках российско-германского проекта «Реформирование межбюджетных отношений в России». Цель – познакомить ставропольских финансистов, депутатов, глав муниципальных образований и районных администраций, словом, всех тех, кто участвует в бюджетном процессе края, с немецким и российским опытом. Открывая семинар, губернатор А. Черногоров отметил, что «межбюджетная» проблема назрела, но не может быть решена без радикального пересмотра действующей правовой базы.
Действительно, проект нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый федеральной Госдумой в первом чтении, отложен во многом потому, что, как выяснилось, сначала надо внести серьезные изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы. Другая, не менее важная причина, о которой на семинаре говорил эксперт российско-германского проекта доктор экономических наук Евгений Бухвальд, заключается в «сырости» законопроекта. По его мнению, плоха сама идеология: предлагается твердая модель для всех регионов на фоне огромных различий между ними. В той же Германии механизм финансового выравнивания выбирают, в основном, сами субъекты (т. е. земли). Это ценный опыт. Однако вся немецкая модель, действующая по принципу перетекания доходов казны снизу, т. е. с поселенческого уровня, вверх, для нашей страны неприемлема из-за убыточности многих поселений - став самостоятельными, они даже себя не смогут прокормить. А как-то решить эту проблему, объединив их или другим путем, «верхи» вряд ли захотят… Раскритиковав законопроект, эксперт высказался за то, чтобы не спешить, провести эксперименты в ряде регионов.
С большим интересом участники семинара слушали немецких специалистов, которые, по сути, предложили концепцию разграничения функций между региональной администрацией и органами местного самоуправления. Все просто: надо подсчитать количество районов и муниципалитетов, обозначить их функции, и тогда объем расходов, идущих на выполнение этих функций, будет определять объем доходов. (К слову, в Германии все полномочия муниципалитетов подкреплены финансами.). В России сейчас 30 тысяч муниципальных образований, из них только у пяти тысяч есть своя казна, в 18 тысячах администраторы назначаются. В этих цифрах – болевые точки межбюджетной реформы. Задача, по мнению советника министерства финансов Германии Хорста Циммерманна, состоит в том, чтобы из этих образований сделать реальные (т. е. с бюджетом) органы власти. Для этого необходимы доходы – прежде всего собственные налоги, местный уровень, считает Х. Циммерманн, должен иметь и налог с продаж.
Все обсуждаемые на семинаре вопросы носят спорный характер: дискутировать на тему реформирования межбюджетных отношений в нашей стране можно сколь угодно долго. Нет сомнений лишь в одном - в том, каким в идеале видится результат: – местное самоуправление должно стать полноценным инструментом гражданского общества.