00:00, 19 апреля 2003 года

Оружия и проблем у нас хватает

В основе рассуждения - следующие информационные блоки: политик Юшенков не скрывал, как и его партия «Либеральная Россия», своих оппозиционных настроений; сама «ЛР» с трудом прошла горнило Минюста и была зарегистрирована только за несколько часов до смерти ее лидера; Сергей Юшенков был одним из самых информированных среди представителей властных верхов.

Смотрите, этот небольшой перечень просто подталкивает (в соответствии с постулатом римского права «Кому выгодно») к однозначному выводу: виновата верховная власть. Фактически такое обвинение моментально озвучили и Новодворская, и Березовский. Но именно подобный подход и настораживает. Потому что выглядит слишком однозначно и примитивно: власть убирает с дороги неугодных… демократия в опасности… реакция наступает… В общем, недалеко и до призыва кого-нибудь бить во спасение России. При этом как бы отсекается сама возможность обозреть окрестности в поисках другого объекта интереса.

Между тем стоит только отстраниться от вполне понятных эмоций (шутка ли – восемь парламентариев, убитых за последние десять лет!), как на память почему-то приходит опубликованный в «Совершенно секретно» еще в 1995 году материал Михаила Любимова «Операция «Голгофа». В нем давалась версия высокопоставленного офицера госбезопасности о сути перестройки и начавшихся в стране реформ. Правда, спустя совсем немного времени автор статьи, вызвавшей очень много шума, заявил, что никакого плана Юрия Андропова по подготовке страны к катарсису в огне второго пришествия социалистический идеи не было. Есть, мол, только литературная мистификация.

Не буду оспаривать содержание и смысл подобного заявления и той статьи. Но вот идея глобального воздействия на целое государство и общество путем совершения неких весьма резонирующих действий – ее-то куда денешь? А потому гибель известного политика на фоне разговоров о стабилизации в Чечне, грядущих трудностей в экономике (ожидаем существенного падения цен на нефть) и усиливающихся амбиций США мне кажется как минимум симптоматичной.

И второй настораживающий ассоциативный ряд: Листьев - Головлев (соратник погибшего позавчера лидера «ЛР») - Юшенков. Все эти имена в разное время устойчиво связывались с Борисом Березовским. Как говорится, больше двух раз – это не случайность, а чудо, если, конечно, не закономерность.

А теперь – о связи скорбного московского события с нашим регионом. Показательно, что ни одно из местных представительств политических структур самостоятельно не обратилось к нам с какими-либо заявлениями по поводу убийства депутата. Тем самым еще раз подтвердилось усиливающееся отдаление столичной политической жизни от регионов.

При этом правила игры вы-глядят так: все понимают (но очень скрывают это друг от друга и от самих себя), что вознесение на федеральный политический олимп неизбежно означает разрыв почти всех связей с исходной территорией. Фактически - это эмиграция из России провинциальной в Россию столичную. Ту самую, где во власть стреляют. Впрочем, эта война громыхает и на местах. За последние семь лет уже убит десяток высокопоставленных провинциальных чиновников.

Хоронить Сергея Юшенкова будут завтра, на Новодевичьем кладбище. Уверен, большинство государственно-политической элиты и вся столичная пресса будет там. Не уверен, что спустя совсем небольшое время тема гибели депутата останется для большинства СМИ актуальной. В России достаточно оружия и проблем.