Городское хозяйство - сложный механизм
- Искендер Шахмалыевич, как вы попали в команду главы администрации Ставрополя Д. Кузьмина, да еще и на такую ответственную должность – «главного коммунальника»?
- Эта команда, пришедшая к власти в 2002 году, состоит из так называемых «рыночников» – людей, хорошо знающих, что такое отечественная экономика, и достигших значительных результатов в предпринимательской деятельности. Со многими из них я был знаком еще по Буденновску, а когда работал в Москве, часто по делам бывал в краевом центре. Так что мое назначение вряд ли можно назвать случайным.
- О вашем солидном опыте руководящей работы известно. Но это довольно смелый шаг – согласиться на такую «неблагодарную» должность – руководить городским хозяйством, у которого тысячи проблем…
- В роли муниципального служащего я пробую свои силы впервые, но работы никогда не боялся. Если говорить о рыночных принципах, то можно сравнить «коммуналку» с той же фабрикой. Только первая «выпускает» услуги, а вторая, допустим, одежду. Если менеджмент хороший, то продукция качественная и пользуется спросом. В противном случае наступает банкротство. Но, разумеется, городское хозяйство в отличие от фабрики - более сложный механизм, структуры которого должны системно взаимодействовать. Этого я и хочу добиться.
В состав возглавляемого мною комитета входят управление дорог и благоустройства, управление ЖКХ и управление транспорта и связи. Хозяйство немалое. Многие структуры – например, «Водоканал», «Теплосеть» - работают нормально, имеют серьезный потенциал. Более того, оба названных предприятия недавно на Всероссийском форуме, проводимом по инициативе Госстроя РФ, заняли 2-е место в конкурсе по эффективности работы в сфере ЖКХ по итогам прошлого года. А Городской расчетный центр получил гран-при.
- Искендер Шахмалыевич, награды - это хорошо. А что думают власти города о больших долгах той же «Теплосети» или «Электросети»? Понимаю, проблема досталась «в наследство», но решаема ли она?
- Любые проблемы можно решить. Вопрос – во времени и способах. Городские электросети должны за поставки электроэнергии более 100 млн. рублей, это трехмесячный платеж. Я бы не стал делать из этого трагедию: долги прошлых лет имеет коммунальная энергетика всей России. Все знают, как они образовались – не платил федеральный бюджет, региональные бюджеты… Как их заплатить в одночасье? Нужна реструктуризация долгов на несколько лет, об этом мы ведем переговоры со «Ставропольэнерго» и департаментом по оптимизации расчетов РАО «ЕЭС России». К слову, текущие платежи мы платим.
МУП «Теплосеть» должна за газ около 100 млн. рублей. Некоторые нагнетают обстановку – мол, это чуть ли не банкротство. Ничего подобного. Часть долга объясняется существующей в стране системой, по которой платежи населения за тепло равномерно распределены на весь год. Это понятно: если мы заставим людей в зимний период, в пик потребления тепла, заплатить сразу за весь год – тогда «революцию» надо ждать. То есть полностью деньги за газ непременно поступят поставщику ООО «Ставропольрегионгаз» – я думаю, где-то к сентябрю.
Другую часть долгов мы хотим реструктуризировать на 4 года, но общего языка со «Ставропольрегионгазом» пока не нашли.
- Какие есть варианты решения проблемы? Например, некоторые муниципальные теплосети «отошли» к «Ставропольрегионгазу» за долги…
- «Теплосеть» краевого центра оценивается в 900 млн. рублей. Не думаю, что кто-нибудь захочет и сможет ее купить. Лично я сомневаюсь в целесообразности такой сделки. Тарифы на тепло устанавливает администрация города и без дотаций при этом не обходится. В случае продажи или передачи «Теплосети» в пользу того же «Ставропольрегионгаза» будет ли у нас гарантия, что он не повысит тарифы, «засунув» в них долги «Теплосети»? Есть другие варианты решения вопроса: мы готовы расплатиться со «Ставропольрегионгазом» каким-нибудь имуществом города или принять сумму долга в качестве взноса в уставный капитал «Теплосети».
Проблема оптимизации расчетов за поставки тепла, газа, электричества, конечно, уже давно «перезрела». Необходимо усилить административный ресурс, в связи с чем недавно прошли проверки контрольно-счетной палаты городской Думы в тех же «Теплосетях», «Водоканале»… Мы хотим выяснить, понять, каковы внутренние резервы предприятий. И если появится необходимость – провести там реорганизацию.
Вместе с тем хочу отметить, что структуры ЖКХ города, несмотря на все трудности, достойно справились с задачами осенне-зимнего периода. В домах горел свет, батареи были горячими, вода бежала из крана, мусор вывозился и т.д. Обошлось без «чрезвычайщины», чем могут похвастаться далеко не все города.
- Как вы относитесь к такому факту, что городская служба заказчика не заключает с населением договоры на оказание коммунальных услуг? В связи с этим некоторые граждане подали иск в суд на эту организацию, требуя возместить затраты на оплаченные, но «недополученные» услуги.
- Правильно сделали, что подали иск. Это безобразие, когда служба заказчика, являющаяся балансодержателем жилья, не имеет договорных отношений с непосредственными потребителями услуг. А ведь эта служба призвана защищать интересы населения перед подрядчиками - «Водоканалом», «Теплосетью», «Электросетью», ЖЭУ и т. д.
- А может быть, службу заказчика вообще ликвидировать «как класс»? Разговоры об этом идут...
- Она нуждается в серьезной реорганизации, а вообще ликвидировать - не получится. Подрядчики не могут по законодательству выполнять функции заказчика. Эти функции могут взять на себя, например, такие новые рыночные структуры, как ТСЖ - товарищества собственников жилья, самостоятельно выбирая исполнителей услуг и спрашивая по полной программе за их качество.
- Дороги по-прежнему остаются бедой Ставрополя, особенно его окраин. Что-то в этом направлении будет сделано?
- Что-то - да. В рамках финансирования, которое, увы, оставляет желать лучшего. Денег хватает на ремонт дорог, где транспорт движется в массовом потоке. Поэтому большую озабоченность вызывает состояние внутриквартальных и второстепенных, окраинных дорог, пешеходных дорожек. Но и до них очередь дойдет.
Сейчас администрация города с помощью краевого правительства осуществляет очень большой дорожный проект - строительство обхода (продолжение ул. Шпаковской), соединяющего юго-запад и северо-запад Ставрополя. Проект финансируется из краевого бюджета, его стоимость около 150 млн. рублей. Дорогу планируется построить ко Дню города. Еще 100 миллионов потребуется, чтобы пустить по ней троллейбусы.
- Теперь мы подошли, наверное, к основной «головной боли» администрации Ставрополя. Я имею в виду работу городского пассажирского транспорта, которая вызывает много нареканий.
- Нареканий - это еще мягко сказано. Нас чуть ли не ежедневно «пинают» со всех сторон, в т. ч. и вы, журналисты. Критика, конечно, во многом справедливая - транспорт работает, так скажем, неэффективно. А почему? Давайте «очистим» проблему от всякого рода спекуляций.
Кризис был спровоцирован три года назад, когда главный муниципальный перевозчик СМУПАП № 1 был раздроблен бывшими городскими властями на шесть предприятий. Не будем вдаваться в детали - зачем это было сделано, но итог получился плачевный: СМУПАП № 1 оказался на грани банкротства. Не думаю, что кто-то ставил перед собой цель ликвидировать муниципальный автотранспорт, но близко к этой черте он подошел. Свято место пусто не бывает: в освободившуюся нишу перевозок хлынул поток коммерческих автобусов и маршрутных такси. Последних сегодня около тысячи, и их работу во многом контролируют и «направляют» посреднические структуры, потому что все бывшие администрации Ставрополя не смогли добиться главного - чтобы каждый водитель маршрутки на конкурсной основе заключал договор с городом на право перевозки. С городом, а не с посредником.
Эту проблему, несмотря на противодействие всяких лоббистов, администрация Д. Кузьмина все-таки решит. На недавнем заседании Ставропольской городской Думы принято Положение о порядке заключения договора на маршрутные перевозки по муниципальному заказу.
Что касается муниципального транспорта. Администрация города намерена его развивать, покупая новые троллейбусы и автобусы, и сделать безубыточным. Начата реорганизация, в итоге которой раздробленные предприятия СМУПАП № 1 снова «сольются» в одно. Эта работа близка к завершению, и только в результате сокращения административно-управленческого аппарата экономический эффект превысит 1,5 млн. рублей. Нами усилен контроль за собираемостью денег, своевременной уплатой за ГСМ, приобретением запчастей. Произойдет и упорядочение транспортных маршрутов.
Администрация уже успела решить вопросы погашения многомесячной зарплаты водителям, в ближайшее время будут ликвидированы долги в Пенсионный фонд и задолженность за перевозку льготников. В общем, власти города делают все, чтобы преодолеть транспортный кризис. Но эта старая проблема не из разряда тех, что можно решить лишь росчерком пера...