Звездные врата
О нем не понаслышке знает житель Невинномысска Артур Удодов. С Плесецком связаны почти двадцать лет его жизни. Сюда он попал после окончания Ставропольского высшего военно-инженерного училища связи в 1981 году. Ну а в отставку вышел в звании полковника недавно, в 2000-м. Хотя служил он в Плесецке в части Ракетных войск стратегического назначения, не нужно забывать, что космодром всегда работал и на мирный космос, и на оборону, объединяя ракетный полигон и подразделения космических войск.
- Говоря о «Плесецке», часто приходится употреблять слова «самый» и «единственный», - рассказывает А. Удодов. – Это самый северный космический порт в мире, единственный европейский космодром и, по сути, единственный полноценно работающий российский космодром, находящийся непосредственно на территории нашей страны.
Строительство в тайге будущего космодрома (оно диктовалось в первую очередь военными целями) началось в 1957 году. Те, кто возводил космическую гавань, жили первое время в палатках, землянках и железнодорожных вагонах. А 17 марта 1966 года был уже запущен космический аппарат «Космос-112». Кстати, по сравнению с Байконуром «Плесецк» имел немало преимуществ. Это и относительная близость к Москве (16 часов по железной дороге), и здоровый климат (полигон окружали леса, озера, реки). Да и географическое положение способствовало выполнению поставленных задач.
- Значение «Плесецка» трудно переоценить, - считает А. Удодов. – Ведь он обеспечивал и обеспечивает основную часть космических программ, связанных с оборонными, научными, прикладными пусками непилотируемых аппаратов.
На космодроме мой собеседник руководил испытательными запусками баллистических ракет с железнодорожных и подвижных грунтовых боевых комплексов. О специфике своей работы А. Удодов особо не распространяется по вполне понятным причинам. О его службе лучше всего говорят полученные медали. Интересно, что одну из них прямо на космодроме вручил ему в свое время Борис Ельцин, а другую, уже в 2000 году – Владимир Путин. Кстати, при В. Путине тот же «Плесецк» почувствовал на себе «государево» внимание. Работать стало гораздо легче.
Охотно вспоминает А. Удодов об атмосфере, царившей в городке Мирном, где жили работники космодрома. Здесь все друг друга знали. Возвращаясь со стартовых позиций, иной раз последние сто метров до дома приходилось идти час. Надо ведь было поговорить со всеми друзьями, которых не видел, обменяться новостями. Хотя служба была нелегкой, находили время для занятий спортом (футбол, волейбол, гимнастика, лыжи были обязательны). По выходным устраивали концерты, КВНы, походы в лес, немало было любителей охоты и рыбалки. Как признался А. Удодов, до сих пор сердце у него екает, когда по телевизору показывают Плесецк. Впрочем, хоть и приглашали его после окончания службы в знаменитый центр имени Хруничева, все же тянуло домой, на родину, в Невинномысск. Туда и поехал.
Конечно, для Артура Удодова 12 апреля – праздник не рядовой.
- Я верю, - говорит Артур Борисович, - что космодром в Плесецке ждет большое будущее. Отсюда после соответствующей работы и испытаний можно ведь будет отправлять и пилотируемые аппараты. Такие задумки, я знаю, есть. Так что, поверьте, наверняка о «Плесецке» будут знать гораздо больше, чем сегодня. Эти ворота в небо откроются еще шире.