Погода хмурится – урожай волнуется
Закладку в землю ранних яровых сельхозпредприятия района благополучно закончили (скоро начнут сеять подсолнечник), а вчера в СПК (колхоз) «Егорлыкский» завершился и сев сахарной свеклы. В этом хозяйстве, одном из крепких в районе (прошлогодний намолот зерна – 18,5 тыс. тонн), мы побывали позавчера, понаблюдали, так сказать, за процессом. Тракторист Василий Ломакин, проводивший предпосевную культивацию, трудится тут десятый год, оторвался от дела буквально на минутку.
- Под сахарную свеклу какой нынче клин? – спрашиваю его.
- Как обычно 150 га, да он уже много лет такой, - ответил и снова за работу.
Надо сказать, что никто из районных сельхозтоваропроизводителей на сладкой культуре не специализируется. Сеют понемножку. Несмотря на наличие здесь хорошего покупателя - единственного в крае сахарного завода. Почём сейчас сахарная свекла от производителя, главный агроном «Егорлыкского» Петр Щербань предпочел не говорить, сказал только, что договариваться с заводом о цене хозяйство начнет, как только появятся всходы. Кстати, нынешняя «сахарная» посевная от предыдущей отличается тем, что колхоз пошел на стопроцентное использование импортных дражированных семян свеклы – вместо обычных.
На другом поле работала сеялка ССТ-12. Подъехала, наконец, и к нашему краю.
- Смотрю, старенькая она у вас, - говорю, глядя на технику, трактористу Андрею Соколову. – Часто барахлит?
- Почему барахлит?!, - удивляется он. – Двигатель-то новый стоит! В общем, машина надежная.
В целом же, машинно-тракторный парк в хозяйстве, конечно, поизносился. П. Щербань не скрывал - менять надо. Но, например, новая сеялка российского производства стоит 240 тыс. рублей. С учетом мизерной стоимости пшеницы - главного в сельском хозяйстве товара – дороговато. Незначительная цена золотых колосьев по-прежнему остается болью аграриев, болью, которую перекупщику не понять (пожалуй, разве что усилить). Помочь может государство, но оно, по общему мнению аграриев, предпринимает к этому весьма слабые попытки: много говорит да мало делает.
Еще одна боль – стоимость горючего, выросшая за год в два раза: если в прошлом сезоне дизтопливо «выливалось» в 4 руб. 50 коп., то в этом – почти в 9 целковых. То же самое можно сказать о запчастях, электроэнергии, газе. Подешевело только зерно… Из проблем же района можно назвать обновление лесополос, оно идет очень уж слабо, если не сказать больше. Хотя, по словам главного агронома Изобильненского управления сельского хозяйства Романа Ельцова, есть проекты о посадке новых лесополос, но опять же все упирается в деньги. Их нет, а будут или нет – пока неизвестно: во всяком случае, с просьбой о финансировании проектов из краевого бюджета управление обратилось в краевой минсельхоз.
- А озимые на полях района как перезимовали?
- Плохо, - говорит Р. Ельцов, - сильный мороз погубил 150 га ячменя и 340 га пшеницы, но это в тех хозяйствах, которые припозднились с севом озимых. Еще впервые за много лет посеяли озимый рапс, так и он практически весь вымерз – из 1240 га выжили лишь 200. И ведь тепла до сих пор нет. И неизвестно, каких еще бед ждать от природы и что вообще будет с урожаем, вон пыльная буря сколько натворила…
Пыльная буря к Изобильненскому была чуть «подобрее», чем к Красногвардейскому и Новоалександровскому районам, и тем не менее старейшины не припомнят ветра такой силы: за одно воскресенье (минувшее) он успел повредить 2 тыс. га, при этом полностью выдуло около 200 га овощных посевов. Сейчас народ по новой кладет в землю семена лука, морковки, столовой свеклы и т. д. У пострадавших от бури озимых посеклись листья, оголилась корневая система, а это значит, что недобор урожая все-таки будет, как это ни печально. А с погоды какой спрос?