00:00, 9 апреля 2003 года

Современные «неприкасаемые»,

Вчера был Международный день цыган. Родилась дата в 1971 в Лондоне. Отмечается во всем мире шумными театральными постановками, уличными шествиями, танцами и песнями.

На Ставрополье, по данным переписи населения 1989 года, проживало 13 тысяч 100 цыган. Основные места поселения - Кочубеевский, Георгиевский районы, Благодарный и Ставрополь. Цыгане традиционно живут семейными кланами, подчиняясь старейшине – баро. Торгуют на рынках валютой, золотом и вещами. Нередко в милицейских сводках встречается информация о задержании цыган, распространяющих наркотики.

Как ставропольские ромалы отмечают свой международный праздник? За ответом я отправилась на Верхний рынок краевого центра. По данным правоохранительных органов, это основное место скопления цыганского сообщества. Здесь же можно найти и их «правителя» – именуемого Бароном.

Узнать цыган в разношерстной толпе рыночных торговцев большого труда не составило.

- Давай погадаю, дорогая, - мой первый интервьюер нашла меня сама. На встречный вопрос о том, где найти Барона, желание гадать у цыганки быстро пропало, и продолжать интервью пришлось, рысцой догоняя собеседницу. Куда-то исчезло и обычное цыганское многословие, так что узнать удалось совсем немногое.

Руководит в цыганской семье муж, а вот рождению дочери радуются больше, чем сыну. «Девочка замуж пойдет, калым большой возьмем, от мужика толку мало!» – объяснила цыганка. Праздники отмечаются только русские. О национальном международном дне моя собеседница впервые слышала. Даже заинтересовалась, как он отмечается, и дату запомнила.

Не удалось выведать, где найти Барона ни у растрепанной цыганской девушки, спешащей со стопкой помятых долларов на другой конец рынка, ни у стайки женщин, которые пытались всем подряд продать дешевую обувь из набитого барахлом мешка. Не ведают они и о существовании праздника.

История этого народа, в других странах именуемого «зингари», «джипсис», «житанос», начинается на Востоке. Ученые полагают, что тысячи лет назад племена ариев, заселяя территории нынешней Индии, подчинили местное население и считали их низшей кастой «неприкасаемых». А когда начались набеги мусульман, яростно распространявших свою религию по всему свету, арии отправляли цыган на защиту границ, поскольку их смерть не стала бы большой потерей для страны. Однако необученное войско не могло противостоять отчаянным воинам Аллаха и было разбито. Разрозненные отряды выживших, не желая больше возвращаться к полурабскому существованию, сменили стены своих лачуг на бескрайние просторы и двинулись в путь, называя себя «романе чаве» - дети Рамы, почитаемого индийского божества.

Первое упоминание о цыганах в России приходится на XVI столетие. Они кочевали по стране, развлекая народ представлениями с живыми медведями, танцами, играми на конях. В прошлом веке советская власть занялась «перевоспитанием» цыган, приобщая их к культуре и оседлой жизни. Принимались различные постановления и указы, в результате которых была разработана система цыганской письменности, издан ряд учебников и книг на цыганском языке, создано несколько образовательных учреждений, появлялись даже цыганские колхозы. Правда, вскоре национальная политика кардинально изменилась, и вся «культурологическая» работа была резко свернута. А «романе чаве» вернулись к привычному укладу – кочевничеству, торговле лошадьми и ювелирными украшениями, гаданиям, песням и танцам.

Современным цыганам приходится мириться с правилами цивилизованного общества, вести оседлый образ жизни и даже работать. Например, европейские чавалы «окультурились» настолько, что решили бороться за свои права - непосягательство на образ жизни и возрождение культуры. Заявили они об этом в конце прошлого столетия на встрече главных цыганских баро в Восточной Европе, организованной при поддержке ООН и Индии. Мировое цыганское сообщество имеет национальный гимн «Djelem, djelem» и «родоплеменной» флаг – на зелено-голубом фоне (земля и небо) изображено колесо подводы как символ вечной миграции и пять звезд, означающих континенты. Уже 32 года подряд восьмого апреля чавалы отмечают личный «красный день календаря».

Ставропольские цыгане сознательно отгораживаются от контактов с внешним миром, предпочитая оставаться для нас «неприкасаемыми». Например, краевые власти не раз пытались предложить помощь и сотрудничество, но цыган устраивает их уклад жизни.

- Около года назад от всероссийского совета цыганского общества приходило письмо, в котором наших цыган призывали к объединению, – рассказал начальник отдела по вопросам национальностей аппарата Совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края В. Шнюков. - Они отказались, сказав, что их единственное желание, чтобы власть дала возможность легально торговать и не трогала милиция.