00:00, 9 апреля 2003 года

Кляксы на чистом листе

«Все нас бросили, приезжайте хоть вы к нам, ждем в здании сельского Совета…»
Мужской голос в телефонной трубке заметно дрожал, и я, даже не подумав, что завтра выходной день, с перепугу за здоровье человека выпалила: «Завтра приеду,не волнуйтесь вы так…».

Ехать от Ставрополя было совсем недалеко, в станицу Темнолесскую Шпаковского района. Но и за короткую эту дорогу бросилось в глаза: во всем крае хлеборобы уже на полях – сеют, пашут, подсевают и пересевают, готовят почву под кукурузу, подсолнечник, а здесь поля заросли бог знает чем и ни одного трактора с культиватором, плугом или сеялкой не видать. Молочно-товарная ферма в таком состоянии, будто Мамай через нее прошел со стотысячной конницей – стекла выбиты, корпуса чуть не под крышу навозом забиты, коровы выведены на баз, и доят их сердобольные станичницы по уговорам своих мужиков. Жуют эти буренки так и не поняла что – силос не силос, сено не сено, а скорее всего, это одонья, как говорят на селе, остатки того и другого.

Станичный глава С. Герасименко пустил бывших колхозников колхоза «Заря», а теперь работников СПК «Интерлюкс – Агро» на «вече» в свой кабинет, сказав мне, что и у самого душа болит за хозяйство и потому за весь здешний народ: на его налогах ведь вся социалка держится, а какие там налоги, задолженность его больше годового бюджета муниципального образования.

Народу собралось много: инженер по охране труда и не состоявшийся по вине инвесторов профсоюзный бос Т. Цыбина, начальник второго участка Н. Широкородов, главный ветврач А. Ткачев, механизаторы В. Андреев и А. Наймер, впрочем, всех не перечислишь, да и не надо перечислять: разными словами, но говорили об одном. О том, что беда в хозяйстве, которую руками не разведешь: прежний руководитель А. Трегубов его «угробил», теперь инвестор, фирма «Ставропольинтерлюкс», остальное «добивает».

Предыстория новизной не блещет. В районе, когда стало ясно, что «Заря» окончательно неплатежеспособна, прибегли к испытанному средству: долги при «Заре» оставили, решили работать с «чистого листа». Был образован сельскохозяйственный производственный кооператив, колхоз «Интерлюкс – Агро» путем объединения вкладов граждан – ими являлись земельные и имущественные (что от них осталось) паи – и инвестора – ООО «Ставропольинтерлюкс» (руководитель А. Козуб).

Кстати, Шпаковская районная государственная администрация в лице главы В. Кулинцева, управление сельского хозяйства в лице его начальника В. Пшеничного и этот новый колхоз в лице председателя А. Козуба в начале апреля прошлого года подписали соглашение о сотрудничестве, благая цель которого – эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, развитие инфраструктуры и решение социальных вопросов. Особенно впечатляют в соглашении обязательства колхоза. Тут речь идет как об общих вещах, таких как повышение объемов сельхозпроизводства, роста доходов и прибыли, так и об очень конкретных, например, обеспечить финансирование затрат до получения нового урожая – авансирование зарплаты, ремонт техники, закупку семян, ГСМ, удобрений и т.д., до 2003 года сохранить и увеличить маточное поголовье коров не менее 500 голов, довести надой на одну фуражную корову до 3200-3500 кг молока и тому подобное.

Как рассказали собравшиеся, поначалу забрезжила надежда: инвестор начал работать. Пахали хоть и не на своей технике, а все-таки пахали, урожай собрали, на паи обещанное получили, зато на заработанный рубль зерна не дали, как и зарплаты, ее, говорят люди, выплатили за все это время только дважды - за апрель и май прошлого года, гроши…

В общем, на «чистом листе», словно у неряшливого первоклашки в тетради, оказались большущие кляксы. И чем дальше, тем больше они себя выказывали. Настолько, что крестьяне стали задавать инвесторам и их представителям в хозяйстве прямой вопрос: «Вы хоть какое-то представление о сельском хозяйстве имеете?». И получали гордый ответ: «Нет, но мы умеем делать деньги». В хозяйство зачастили различные консультанты, но прок, вопрошают люди, от этого какой? Озимые посеяли с грехом пополам в ноябре, кормов в достатке не заготовили, сейчас весенне-полевые работы надо вести, а они идут в селе только на огородах, не вспахано ни одного гектара, говорит Н. Широкородов. Да и на чем пахать, – вторят ему механизаторы, если вся техника в развале, никто ее не ремонтировал, гайки не закрутили, ржавеет все на приколе. Это что касается растениеводства.

В животноводстве, рассказывает А. Ткачев, еще хуже и жальче – живые же эти 740 КРС, 226 дойных коров, 1410 овец и 155 свиней! Фуража нет, сена осталось 20 тонн, силос покупной, низкого качества, и кормят им «с колес». Доярки разбежались, кому охота бесплатно работать: доят-то вручную, так как электричество за долги отключено, навоз поэтому тоже не убирается. В общем, доит коров кто попало и как попало – какие тут надои! В новое хозяйство перешло свыше 300 человек, но половина уже разбежалась, ищут заработок на стороне…

Вывод из этого тяжелого разговора прозвучал у темнолесцев как приговор: год инвесторы упустили, да еще и под следующий «подкоп» устроили, на глазах валится уже новое хозяйство и подрывается финансовая основа местной власти. Не ждали тут от них такого несерьезного отношения к делу, верили и своей районной власти – что не станет она подписывать договоры и отдавать землю и людей в неумелые руки, а эти инвесторы «поматросили» и бросили. Неужели никого не найдется, чтобы взять и действительно поднять хозяйство: ведь не растащено еще до основания и народ работать готов с радостью, горевали крестьяне.

Вернувшись в Ставрополь, я нашла телефон ООО «Ставропольинтерлюкс», но говорить со мной согласилась лишь юрист фирмы, даже не назвавшая своей фамилии. Сказала только, что хозяйство фирма не бросила, что ищет для него кредиты. Только вот не поздновато ли взялись искать и найдут ли?

Темнолесское–Ставрополь