«Золото» будет стоить нервов
- Оксана Николаевна, давайте начнем с того, как будут сдавать экзамены в этом году одиннадцатиклассники?
- У них шесть экзаменов. Два обязательных письменных: 2 июня - экзамен по русскому языку и литературе, 9 июня – по алгебре и началам анализа. Кроме того, обязательный региональный устный экзамен по литературе и три по выбору. В профильных одиннадцатых классах, если школа примет такое решение, будет обязательно сдаваться экзамен по профильному предмету, так что там «на выбор» останется лишь два.
Если вы обратили внимание, то я говорила не о выпускном сочинении в 11 классе и не об экзамене по литературе, как официально называлось до сих пор сочинение, а об экзамене по русскому языку и литературе.
- А что это меняет? За сочинение все равно всегда выставлялись две оценки – по языку и литературе.
- Дело в том, что до сих пор русский язык официально не был обязательным предметом в старших классах. Там, где его не изучали, в аттестат о полном общем образовании шла итоговая оценка по русскому языку за девятый класс. Теперь же русский стал обязательным в третьей ступени, оценка по языку за сочинение станет основной итоговой.
Однако в этом году не все одиннадцатиклассники будут писать выпускное сочинение. Желающие смогут сдавать экзаменационное изложение с элементами творческой работы. Все мы знаем, что выпускное сочинение в школах в последние годы стало, скорее сочинением учителя, репетитора или родителя, а не ученика. Предложение перейти к такой форме выпускного экзамена, как изложение, есть попытка с этим положением покончить. Кроме того, в вузах на вступительных экзаменах ребятам все чаще предлагают именно изложение, а навыков написания его у них нет.
- Как это будет выглядеть практически?
- Сочинение будут писать, как и в прошлом году, «под телевизор». Темы выпускники знают заранее, а номер варианта официальное лицо вытянет из лототрона в прямом эфире. Те же учащиеся, которые решат писать изложение, перейдут в другое помещение для работы. Изложение пакетировано, пакеты придут на места.
- Особый вопрос, обычно волнующий родителей, - экзамены «для медалистов»…
- В этом году в ряде территорий края, которые войдут в эксперимент, для медалистов в прямом смысле слова будут организованы отдельные письменные экзамены. Речь идет о «золоте». Выпускников, на него претендующих, 800 человек. На письменных экзаменах в городе или районе претендентов изо всех школ соберут в одном помещении, их работы сразу же после экзаменов проверит независимая комиссия, состоящая из председателя – работника нашего министерства и учителей высших категорий. Мы постараемся, чтобы в комиссию не вошли педагоги, работающие в выпускных классах.
- Определены ли уже территории эксперимента в крае?
- Пока нет, но, возможно, что это будут города и районы, где особенно много выпускников, претендующих на золотую медаль. Кроме того, эксперимент должен дать представление об уровне подготовки ребят в городе и на селе в сравнении.
- Думается, это вызовет много конфликтов…
- Конфликтная комиссия для разбора жалоб также предусмотрена в разработанном нами положении.
- Что ожидает на экзаменах девятиклассников, заканчивающих основную общеобразовательную школу?
- В девятом классе сдается пять экзаменов: два письменных обязательных, один обязательный устный (региональный) по литературе или русскому языку и два по выбору. Если девятиклассник собирается поступать в профильный класс, школу, где в последние годы ребят принимают после тестирования, то сдача экзаменов по профильному предмету может от этого тестирования освободить.
Спецшколы, например, языковые, имеют право ввести обязательный экзамен по профильному предмету.
- Вы упомянули региональный экзамен – в одиннадцатом классе по литературе, в девятом – по русскому языку или литературе. Родители уже обращаются в редакцию с вопросом о законности такого новшества.
- Оно абсолютно законно. Это решение министерства образования СК, которое наделено таким правом. Экзамен предусматривает проверку знаний по данному предмету в рамках школьной программы. 15 процентов материала составляет региональный компонент, но и он предусмотрен в программах. В тех школах, где учителя и руководители впали в панику по этому поводу, очевидно, региональному компоненту при изучении русского языка и литературы не придавалось должного значения. Хочу сказать также, что вопросы экзаменационных билетов уже давно должны были дойти до школьников. Там, где этого не сделано, речь идет о недобросовестности. Мы готовы вмешаться в ситуацию.