00:00, 1 апреля 2003 года

Батька федерального масштаба

Новый «главный казак» страны, в недавнем прошлом - «мятежный» командующий Северо-Кавказским военным округом, герой чеченской кампании, пока только осваивается в нынешней должности. После ситуации с нежеланием генерала оставлять военный округ, которую называли не иначе как скандальной, многие полагали, что Трошев уйдет в политику. Объективные факторы - его авторитет в войсках у офицерского и рядового составов, публичная дружба с авторитетными политиками и руководителями республик и краев Северного Кавказа – говорили именно об этом. Но генерал все же «взял под козырек», когда президент России отозвал его из действующего резерва и отвел должность с галунами, буркой, папахой и шашкой.

Впрочем, Г. Трошев пока только осваивает этот казачий антураж. На Ставрополье он - в неизменном камуфляже, на котором, кстати, по-прежнему был армейский шеврон Северо-Кавказского военного округа. В крае генерал посетил Железноводский, Минераловодский и Предгорный отделы Терского казачьего войска (СКО ТКВ), побывал в Ставропольском культурном казачьем центре, пообщался с юными казачатами, обучающимися в кадетском корпусе им. генерала А. Ермолова. Но, пожалуй, главным событием для Г. Трошева стала встреча с атаманами ТКВ, в которой приняли участие губернатор края, члены краевого правительства, депутаты ГДСК, другие официальные лица.

Диссонансом на фоне большинства других выступлений на встрече прозвучала речь атамана ТКВ В. Бондарева. По его словам, нестабильная геополитическая ситуация на Северном Кавказе во многом определяет нынешнее положение казачества. В. Бондарев отметил, что казаки – реальная сила, способная влиять на многие процессы, происходящие в регионе. Но, к сожалению, до конца избавиться от приклеившегося на заре возрождения казачества ярлыка «ряжености» избавиться до сих пор не удалось. В Чечне, например, формируется казачество, куда принимают представителей даже коренного чеченского этноса, хотя в ходе недавней всероссийской переписи населения понятие «казак» относилось к национальности. Для казаков ТКВ, по словам В. Бондарева, такой подход в формировании казачьих рядов просто неприемлем, ведь у них еще жива память о том, что семь атаманов казачьих станиц в Чечне были расстреляны бандитами.

Одна из причин теперешнего положения - нескоординированность действий руководителей субъектов РФ по возрождению и поддержке казачества. Относительно «благополучным» в этом отношении на Юге России является наш край. В бюджете Ставрополья на этот год запланировано выделение пяти с половиной миллионов рублей на поддержку реестровых казачьих обществ. Но этот несомненно позитивный момент омрачен тем, что край до сих пор не имеет юридической базы, регламентирующей деятельность казачества, хотя о необходимости принятия краевого закона говорится на протяжении многих лет.

Нет закона «О казачестве» и на федеральном уровне. В стенах администрации президента и ГДРФ подготовлен не один проект закона, но принят он так и не был. Собравшиеся выразили надежду, что авторитет и напористость нового «главного федерального батьки» позволит наконец решить эту проблему. С приходом Г. Трошева терские казаки также уповают на то, что созданный два года назад координационный совет по делам казачества в представительстве президента в ЮФО ускорит работу над создающейся сейчас Федеральной целевой программой развития казачьих обществ Юга России.

Казаки надеются, что Г. Трошев пришел всерьез и надолго. Не сомневаются они и в его личностных качествах, и поэтому не хотят слушать тех, кто говорит, что генерал может не только поучаствовать в выборах президента Чечни, но и вполне способен их выиграть. Г. Трошев пока никак не комментирует свое возможное участие в предстоящей президентской кампании.