Японский урок
До последней минуты Татьяна Борисенко не подозревала о том, что именно она – победитель. Знали предупрежденные фотокорреспонденты, естественно – жюри, в воздухе, может быть, носилось… Но Татьяна Ивановна – не олимпиец, так она себя внутренне ощущает. Тем значительнее факт именно ее победы. В лице этого педагога уверенно заявила о своих правах гуманитарная сфера нашего образования. Татьяна Борисенко – преподаватель мировой художественной культуры ставропольского лицея № 14. Иными словами, ее победа – ситуация знаковая, требующая осмысления.
История мировой культуры – отнюдь не обязательный школьный предмет. Он не включен в базовый учебный план, и появление такового в 14 лицее – сознательный выбор педагогического коллектива и его администрации. Как показало время – поступок мудрый и ответственный. Помните ставший уже историческим спор физиков и лириков ХХ столетия? По сути дела, в те 60-е годы был поставлен вопрос о культурном будущем страны. Теперь, пожалуй, можно говорить о том, что в этом споре проиграли те и другие, но выиграли третьи. «Сегодня в школу входит холодный дух практицизма. Сокращаются гуманитарные предметы – история, литература, обществоведение… Врачи же, переводя проблемы жизни на свой язык, заявляют, что инфаркт в России – заболевание инфекционное. Ошибки нет. Огрубление нравов, чувств передается от человека к человеку…» - таково мнение Татьяны Борисенко, которая очень любит школу и на участие в конкурсе согласилась не ради демонстрации эффектных педагогических техник. Как истинный человек культуры, она понимает, что особая ответственность за все происходящее с нами лежит на творческом меньшинстве.
По образованию она театровед, в 1989 году закончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Училась и работала в Пермском музыкальном училище. В лицее № 14 преподает четыре года. Но как личность социального масштаба (учитель ведь – профессия социальная) выделяет ее то, как Татьяна Ивановна определяет ситуацию в отечественной культуре: «Россия при своей бедности была мощной культурной державой мира, и это защищало нас не хуже военной техники. Зная о потенциале народа, Пушкин говорил, что наш золотой век еще впереди. Но сегодня наш положительный самообраз – светлый миф о себе как общенациональная опора значительно поблек. Вот почему страна начинает принимать чужие символы – миф преуспеяния, который, не будучи укорененным, не может стать спасительным культурообразующим элементом. С одной стороны, это усложняет серьезную культурную работу, с другой, - делает ее еще более необходимой…»
Участие в конкурсе «Учитель года-2003» началось с предоставления видеозаписи обычного школьного урока. Татьяна Ивановна решила ничего специально не отрабатывать: «Репетиция убьет детское удивление». С удивления начался и конкурсный урок, проходивший уже не в родных школьных стенах, а в лицее № 5 с незнакомыми семиклассниками, которым, кстати, не преподают этот предмет. На материале японской культуры была определена тема урока – «Рукотворная вселенная, или о том, как созерцая малое, можно увидеть вечное»… Прозвенел звонок, зазвучала японская мелодия, и в класс вошла уже не обычная ставропольская, российская учительница, а человек из другого культурного мира – Татьяна Борисенко в японском национальном костюме.
Выстроенные елочкой школьные парты оставляли в центре класса свободное пространство, которому еще предстояло стать японским садом камней. Ваза с цветущей веткой сливы довершала впечатление «настоящего» японского стиля. «Я увидела испытующие глаза детей, - вспоминает Татьяна Ивановна свои недавние переживания, - без их заинтересованности было бы сложнее доказывать, что этот урок – не случайная игра и развлечение». Возникшая вскоре атмосфера искренности сделала свое, и уже не только Татьяна Ивановна, но и дети читали друг другу скромные японские трехстишия.
Программа, по которой работает Татьяна Ивановна Борисенко, ставит в центре проблему человека в мировой культуре, его связь с религиями, мифологией, преданиями. Именно это – питательная среда искусства. Преподавание культурологических знаний не имеет права на скуку. Культуру надо «потрогать», ею надо дышать, художественную тайну прожить, как собственную. В этом смысл разработанного Татьяной Борисенко педагогического метода. Познакомившись, скажем, с библейским сказанием о Вавилонской башне, дети рисуют знаменитый сюжет по наитию. Потом сравнивают с известными художественными образцами – испытанное удивление превращается в акт познания… И все-таки причина успеха на городском конкурсе «Учитель года – 2003» Татьяны Борисенко не исчерпывается пусть даже и талантливым методом, артистизмом, присущим ей вкусом. Рамки школьного урока она сумела расширить до значения общественного. Ее внутренняя сдержанность и серьезное отношение к проблеме культуры – мировой и российской – передались и детям. В этом, собственно, смысл состоявшегося «японского урока». Что мы хотим увидеть, выйдя за свой порог: мусор, грязь, зло, обман или цветущий сад, пусть, как в Японии, совсем крошечный, на полуметре земли, но возделанный собственными руками?
«Есть ли у вас предчувствие будущего?» – спросила я Татьяну Борисенко, которая, кстати, является еще и классным руководителем 8 класса. Она ответила: «Я не люблю разговоров о потерянном поколении. Сложностей, конечно, в школе и обществе много, но дети приходят к нам с верой в учителя и в жизнь. Школа сильна этим детским доверием, которое дает нам силы работать и надеяться на лучшее будущее. Несомненно, оно у России есть».