Ваххабизм как продолжение ислама?
Корни и кроны
Итак, напомним, что ваххабизм – это, по большому счету, секта, которая возникла в XVIII веке в рамках ислама. Главные постулаты – борьба с неверными, которыми объявляются приверженцы всех других религий и атеисты; джихад, который трактуется только как вооруженная борьба. Что позволяет вполне обоснованно говорить об экстремистском характере этого учения.
Отношение к ваххабизму правоверных мусульман – отрицательное. Но есть и такой факт. Российским мусульманам, что вполне понятно, помогают – и вполне достаточно – неведомые добрые люди и странные фонды из других стран. Но помощь мусульманам, которые начинают склоняться к ваххабизму, увеличивается во много раз, что и подтверждают примеры хотя бы из деятельности Духовного управления мусульман (ДУМ) «Ассоциации мечетей России» (АМ).
Эта организация появилась в июле 1994 года в Ульяновске: представители религиозного общества мусульман «Байт-Аллах» провели съезд мусульман области, на котором и создали ДУМ АМ. Его учредителями стали религиозные организации мусульман из Москвы, Ульяновска, Бугуруслана. С первых дней финансовые вливания в ДУМАМ поступали от государственных и общественных структур стран «исламского мира», в первую очередь из Саудовской Аравии.
В ноябре 2000 года ДУМ «Ассоциация мечетей» было перерегистрировано в Минюсте России как централизованная религиозная организация. Руководить ею стал Исмагил Шангареев. Здесь интересна такая деталь. На следующий год после создания ДУМ он отправляется на учебу в исламский центр имени Бен Сауда в Саудовской Аравии, финансово ему помогли в этом саудовский фонд «Ибрагим аль-Ибрагим» и организация «Аль-Вакх аль-Ислами». А новое назначение как раз и приспело к окончанию учебы.
Исмагил Шангареев, надо признать, предпринял весьма успешные попытки по расширению своего влияния в мусульманской умме (обществе) России. В 2001 году он проводит очередную перерегистрацию с изменением названия «Ассоциация мечетей России» (АМР), организовывает летние лагеря для молодых людей пятнадцати-восемнадцати лет и регулярное проведение семинаров по изучению основ и канонов ислама.
Сегодня ДУМ АМР – достаточно большая организация, география ее распространения – от Оренбургской и Челябинской областей до юга России.
Ваххабизм или не ваххабизм?
Между учебой в Саудовской Аравии и воцарением в ДУМе И. Шангареев много поездил по заграницам: был в США, посетил еще раз Саудовскую Аравию, Израиль, Арабские Эмираты, Ирак и Иран. Там заручился поддержкой представителей зарубежных исламских организаций просаудовской направленности. И позже, как представляется, многочисленные перерегистрации ДУМа и изменение названия были предприняты (в первую очередь Шангареевым) и направлены на раскол организации.
Жертвой стал Талгат Таджутдин, уфимский муфтий и бывший глава Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. Шангареев не пощадил Таджутдина, хотя именно ему был обязан своим становлением в качестве религиозного авторитета. Таджутдина обвинили ни много ни мало в том, что он борется с ваххабизмом и ваххабитами. Он и на самом деле боролся за чистоту рядов ислама. И влияние его стало весьма заметным. Именно этого испугались те, для кого «чистого ислама» было мало. Кстати сказать, один из ваххабитских сайтов считает, что такая борьба с экстремизмом, которую вел Таджутдин, может привести к наступлению 37-го года для мусульман.
Собственно говоря, в вину Таджутдину были поставлены письма, которые он рассылал в светские и религиозные структуры об увлечении части мусульман ваххабизмом. Но… на днях один из телеканалов рассказал о том, что мусульмане Вологды приступили к созданию сайта, на котором поименно назовут всех, кто плохо говорит о мусульманах. И пригласили сделать это во всех регионах. Последователи нашлись. Мусульмане Карелии уже откликнулись. Это ли не наступление 37-го года?.. Для немусульман.
Тем не менее раскол привел к тому, что Шангареев начал активно поддерживать Бугурусланский муфтият. Там он открыл медресе «Институт Аль-Фуркан». Его по привычной схеме курируют и финансируют зарубежные исламистские организации через свои московские филиалы. Они поставляют туда и преподавателей из числа арабов – выпускников зарубежных исламских учебных заведений. На эти же деньги в медресе регулярно проходят трехмесячную оплачиваемую подготовку так называемые последователи.
Учеба – всегда дело хорошее. Но чему и кого учат в этом медресе? Обучался там, например, Равиль Ахмяров, принимавший участие в организации взрыва жилого дома в Москве и находящийся в федеральном розыске. Не обошли вниманием и Ставрополье. На учебу в Бугуруслан были приглашены Анвар Кадирниязов, Муртузали Заракаев – уроженцы и жители Каясулы, Курманали Отегенов – уроженец и житель Тукуй-Мектеба Нефтекумского района – всего более десятки ставропольских мусульман из Нефтекумского, Туркменского, Ипатовского и Минераловодского районов. Кстати сказать, бугурусланское медресе было закрыто в 1999 году. Но религиозная группа на его базе осталась. До сих пор действуют и группы последователей при бугурусланском муфтияте.
А сам Шангареев с 2001 года проживает в Москве, делами ДУМ практически не занимается. Зарубежные исламские организации подозревают его в присвоении части денежных средств, направляемых арабской стороной для нужд муфтията и групп последователей. Славно устроился. А, собственно говоря, почему бы и нет? Шангареев свое отработал. Нынче за него и вместо него работают последователи.
Агенты влияния
Теперь, зная предысторию, можно вплотную перейти к пониманию того, что происходит в исламской умме Ставропольского края. Она (и это уже общеизвестный факт) стала объектом интереса и устремлений различного рода зарубежных экстремистских организаций. Цель известна: отторжение Северо-Кавказского региона. Одним из результатов уже стало создание военизированных джамаатов, в том числе и глубоко законспирированных, членами которых совершаются акции терроризма, другие тяжкие преступления.
Подобное положение, надо отметить, тревожит прежде всего самих мусульман. Безмолвно смотреть на то, как к ваххабитам уходит молодежь, они не стали. Ведь многие из них пережили горечь утраты близких, втянутых в бандформирования, и акции терроризма, совершенные ваххабитами. Меры по консолидации были предприняты по всей России. На Ставрополье, например, был создан совет имамов восточных районов края, в который вошли наиболее авторитетные люди, аксакалы, знающие положения Корана и вековые традиции.
В то же время некоторые представители исламской уммы предприняли и попытки создания собственных «альтернативных» структур. В том числе и на Ставрополье. Вот тут-то наконец становится ясно, что стоит за попытками создания исламских структур в рамках Духовного управления мусульман «Ассоциация мечетей России». Хотелось бы верить, что здоровые силы в исламе способны оздоровить ситуацию не только в нашем регионе, но и в России в целом. Однако факты, которыми мы располагаем, не дают оснований для этого.
Судите сами. О деятельности Шангареева мы уже рассказали подробно. Его представителем на Ставрополье выступил человек, также окончивший исламский институт в Саудовской Аравии. Это Курман Исмайлов. Скорее всего, именно он определял, кому из наших земляков получать направление для учебы в Бугурусланском медресе. Критерии отбора весьма сомнительны. Как, например, оказался там Курманали Отегенов, который перед этим прошел подготовку в лагере Хаттаба «Талибан» (исламский институт «Кавказ») в Сержень-Юрте, затем участвовал в незаконных вооруженных формированиях? После медресе он опять вернулся в бандформирование Чечни. (С октября 2002 года он находился в федеральном розыске за совершение преступлений, предусмотренных ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования), ст. 209 (бандитизм), ст. 222 (незаконный оборот оружия), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) УК РФ. При задержании 8 февраля нынешнего года на территории Ставропольского края Отегенов подорвал себя гранатой. В доме, где он находился, были изъяты оружие, боеприпасы и средства связи боевиков. И второй наш земляк – Муртузали Заракаев, который сначала учился в Дагестане в медресе Кизил- Юрта (позже его закрыли) у гражданина Египта Серваха Абид Саада, достаточно известного последователя ваххабизма. Именно Абид Саада в 1994 году почтил своим присутствием открытие мечети в селе Каясула Нефтекумского района. Сам Заракаев тоже прошел обучение в лагере «Талибан». Полтора года назад был задержан в Бугуруслане сотрудниками милиции за оказанное сопротивление.
Как выяснилось, Курман Исмайлов – один из учредителей религиозной организации «Салам» и тоже причастен к деятельности «АМР». Учился Исмайлов много: и в Саудовской Аравии, и в частном медресе села Курчалой Чеченской Республики. Причем учился на чужие деньги. Перед его поездкой в Саудовскую Аравию между ним и жителями села Канглы Минераловодского района была достигнута договоренность: они оказывают ему материальную помощь, он за это по возвращении отработает у них пять лет. В период обучения Исмайлова с каждого двора собирали по 10 рублей и всю сумму направляли в Саудовскую Аравию.
Но по окончании медресе он отказался стать имамом мечети, так как его взгляды, полученные в заграничье, не совпали с деятельностью и убеждениями местных духовных лидеров. Но долг-то нужно было отрабатывать. Вот Исмайлов и предложил, что будет бесплатно проводить с детьми занятия по арабскому языку в двух мечетях. Создал он для детей и воскресную школу по изучению основ Корана. Но уже через год родители перестали отправлять в нее ребят в связи с тем, что обучение здесь проводилось по ваххабитским обычаям.
С позапрошлого года Исмайлов пытается образовать в Минераловодском районе религиозную группу, придерживающуюся идей ваххабизма. Несмотря на то что местные жители в основной массе не принимают это вероучение, Исмайлову все-таки удалось собрать некоторое количество убежденных последователей. Сейчас он готовит документы на регистрацию организации, которая должна войти в шангареевскую «Ассоциацию мечетей России».
Это только несколько биографий агентов влияния, которые – что уж тут скрывать – прочно оккупировали Ставрополье, замкнув круг, связывающий далекое Оренбуржье со Ставропольем.
Процесс пошел
Наверное, необходимо вспомнить о том, как развивался процесс «Возрождения ислама» в восточных районах края. Началось все в 1993 году, когда край посетил гражданин Иордании Абдель Рахман Мухаммад – член международной организации «Исламское возрождение». Потом последовал визит Абид Саада. В 1994-1995 годах в Каясуле активную деятельность по распространению ислама вел Теша Давлятов – активный член партии исламских фундаменталистов, поддерживающий связи с лидерами оппозиции в Афганистане.
Их последователями и преемниками стали имамы Каясулы Муртузали Заракаев и Тукуй-Мектеба Батырбек Бакиев. Дошло до того, что их деятельность была прервана самими жителями этих населенных пунктов: сход граждан освободил их от исполнения обязанностей духовных лидеров.
* * *
Видимо, всем понятно, что ситуация складывается далеко не однозначная. Но при всем этом совершенно непонятно, почему, осознавая всю опасность ваххабизма, наше государство так мало делает и для контрпропаганды, и для пресечения деятельности ваххабитских организаций. По пальцам можно пересчитать уголовные дела, возбужденные в России по этим и подобным фактам. Названные недавно 15 экстремистских организаций поражают слух диковинными названиями, и только. В интернете, в том числе и в рунете, ваххабитской литературы читай – не хочу. В этой ситуации возбужденное недавно в Москве уголовное дело в отношении издателя, опубликовавшего классический труд Аль-Ваххаба, родоначальника течения, можно воспринимать только с улыбкой.
Кстати сказать, мало делает и православная церковь, чтобы отвратить своих сынов от ваххабитских соблазнов. Общественные организации русскоязычного населения вообще, создается впечатление, не оказывают никакого влияния на эту ситуацию.
Но горький опыт последних лет вряд ли оправдывает всеобщее бездействие…