Молодость победила PR
На пост мэра Ессентуков в этой выборной гонке претендовали 13 соискателей. Ближайший конкурент избранного мэра, директор муниципальной аптеки № 151 А. Емяшев набрал 13,6 процентов голосов. Далее следуют первый заместитель главы администрации Предгорного района Н. Гюльбяков (12,9), генеральный директор ОАО «Оргтехника» А. Хваловский (12,7), а замыкает пятерку лидеров с 11,5 процентами директор санатория им. Сеченова В. Архангельский. Остальные претенденты на мэрское кресло набрали от 4 до 0,3 процентов голосов. Следует отметить, что несмотря на общероссийскую «усталость» от выборных кампаний, жители города-курорта к выборам главы отнеслись серьезно. Явка избирателей составила немногим более 63 процентов от внесенных в списки. Против всех кандидатов в Ессентуках проголосовали 1138 человек из 39,5 тысяч, пришедших к урнам. Общероссийское правило, гласящее, что избиратели больше проявляют интерес к местным, муниципальным выборам, в Ессентуках подтвердилось.
К. Скоморохин – самый молодой из соискателей мэрского кресла. В апреле нынешнего года ему исполнится 35 лет. Женат, воспитывает дочь. Заработав начальный капитал «с нуля» на заре 90-х, сейчас К. Скоморохин является владельцем группы компаний «Наша марка», занимающихся производством собственного мороженого, продажей изделий из мяса птицы. Еще один небезынтересный факт: новый мэр Ессентуков - владелец самого большого и весьма популярного на Кавказских Минеральных Водах развлекательного ночного клуба для молодежи «Ночной полет».
Молодость кандидата во многом и продиктовала основные критерии избирательной кампании. Сделав ставку на молодых, он вытащил беспроигрышный билет. Яркая и хлесткая реклама, качественная полиграфическая продукция, запоминающиеся радиоролики на ФМ-радиостанциях заставили 2 марта прийти к урнам молодых. Впрочем, и другие возрастные группы не остались в стороне от его внимания. Он стал самым «доступным» кандидатом в мэры, проведшим наибольшее количество встреч с избирателями.
Уже сегодня в его актив можно записать и еще одну победу. Его команда взяла верх в борьбе с командой профессиональных московских пиарщиков, трудившейся его конкурента В. Архангельского. Во главе московской команды стоял президент холдинга «Паблисити» Г. Ханов, за плечами которого все крупные избирательные кампании в России, начиная от выборов в Верховный Совет СССР в 1989 году и заканчивая выборами в законодательное собрание Свердловской области. Отметим, что именно благодаря этому кандидату Ессентуки были буквально завалены московской газетой «Барометр», где расхваливался В. Архангельский и его санаторий. Федеральному изданию жители курорта верили, относились серьезно и к социологическому опросу, который показал, что, скажем, Н. Гюльбякову симпатизируют лишь 4 процента избирателей, в то время как он вплотную подошел к 13. Схема же крайне проста. PR-агентство регистрирует десяток-другой подобных «Барометров» и в нужный момент «выстреливает» спецвыпуск в регион. Так произошло и в Ессентуках.
В ходе предвыборной гонки «СП» уже упоминала В. Архангельского в материала «Боттичелли против наркотиков». Тогда газета поинтересовалась, а есть ли в территориальном избиркоме письменное согласие от федерального министра труда и социального развития А. Починка, который, как утверждал В. Архангельский «кто был одним из первых, кто поддержал меня в решении баллотироваться на пост мэра Ессентуков». Такой документ до дня голосования в территориальный избирком так и не был представлен.
Несмотря на подобные страсти, день голосования в Ессентуках прошел спокойно. В территориальный избирком не поступило ни одного заявления или обращения граждан о нарушении избирательных прав. Как отметил секретарь крайизбиркома А. Фирсов, предельно четко и грамотно сработали правоохранительные органы, работники администрации и прокуратуры, которые подготовились к дню голосования, выработав план совместных действий. Таким образом, опасения по поводу применения «грязных» выборных технологий оказались напрасными. Проигравшие конкуренты пока тоже не проявили сколько-нибудь заметной активности. Можно предположить, что ее и не последует ввиду явного преимущества победителя.
Ессентукские выборы увереннее дают право говорить еще об одной тенденции, которая в последнее время довольно четко проявляется на краевом политическом небосклоне. За последние несколько лет ряд выборных компаний выигрывают именно молодые представители бизнес-элиты. Возможно, это то самое начало «обновления крови» в политическом истеблишменте, о необходимости которого говорят и в Москве, и на Ставрополье. Новый век диктует новые правила игры. За разработку и воплощение в жизнь этих правил берутся молодые, те, кому жить по этим правилам.