Не говори миру «нет»
В таких случаях интересны сравнения. Мы, например, в восьмом классе вступали в комсомол. Максим же поступил в заочную платную петербургскую академию психологии. Параллельно он учился на двухгодичных курсах по социальной психологии. Еще один год, и также платно, отучился на юридических курсах, но вдруг понял, что юридическая истина и истина вообще - не всегда одно и то же, а значит, не исключается возможность искажений и даже вранья. Так и случилось, что Максим выбрал себе профессию не «материальную», а «идеальную»...
Нас в конце 60-х будто ветром несло «в Москву, в Москву». Уезжали и поступали чуть ли не целыми классами. Максим, однако, предпочел остаться в Ставрополе. А ведь был большой соблазн, когда приглашали в столичный Литературный институт имени Горького. Теперь, будучи старшекурсником, Максим понимает, что овладеть культурой означает больше, чем получить сумму знаний. Какое-то чувство изнутри требует в нем определения собственного мировоззрения. «И ты можешь его коротко сформулировать?» - спросила я. Он молчал недолго: «Могу. Не говори миру «нет». - «Но ты же сам сказал, что у тебя репутация «скандалиста»?». Максим улыбнулся: «Да, я сказал»...
...В 2002 году Максим Гревцев, участвуя в университетском конкурсе «Студент года», вышел в победители. Но, как ему показалось, произошла странная история. Нечто такое, что случилось на Олимпийских играх - вместо одного победителя назвали двух. А у девочек назвали не ту, которая набрала больше всего очков, а другую. «Может быть, я чего-то не понял, но мне стало за Лейлу обидно». В своем ответном слове Максим неожиданно для всех объявил Лейлу Лайпанову в числе победителей, пригласил на сцену и вручил свой букет цветов. Это качество у него от мамы-педагога. Она простит, если обидят ее, но если другого, более слабого...
В другой ситуации, однако, Максим, скрывая обиду, промолчал. Прошлым летом в Крыму он с компанией друзей в троллейбусе вызвал чем-то недовольство местных жителей - украинцев. В ход пошли геополитические и прочие аргументы. Максим и его друзья ответили молчанием. Поняли, что это позиция культурных людей, именно в ней правота и сила.
«Ты можешь дать самую краткую автохарактеристику?» - спросила я Максима. «Неформальный лидер», - в голосе ни тени самодовольства. Уже в школе было это деление: Максим и класс. Однажды, например, у них появился новый мальчик, сын учительницы, к которой относились «не очень». Автоматически это отношение было перенесено и на новичка: неприятие, насмешки, все против одного. Максим не согласился со всеми, подал независимый голос, переубедил.
В СГУ неформальное лидерство Максима переросло в формальное. Сначала его выбрали старостой группы, затем - председателем старостата факультета, потом избрали студенческим деканом. Будучи отличником, Гревцев является также и потанинским стипендиатом, входит в «потанинскую двадцатку» университета. В прошлом году (завидная, ей-богу, активность) принимал участие в общероссийской олимпиаде по языкознанию: «В Томске собрались студенты со всей страны, очень увлеченные ребята».
Спрашиваю: «Как тебя воспринимают другие?». Ответ: «Те, кто меня знает близко, - хорошо. Для остальных я, возможно, раздражающий фактор: дескать, везунчик, идет по накатанной колее». Но обижаться ему не хочется. Не говори миру «нет»! Еще вопрос: «Что для тебя означает понятие «духовная жизнь»? Максим думает долго, будто забыл о вопросе. Затем отвечает: «Духовная жизнь - это, в конце концов, борьба с самим собой...».
И все-таки мир, которому он говорит «да», его тревожит. Сегодняшнюю культуру он называет культурой «оберток и хитпарада». Не понимает, что значит быть «модным человеком». Когда нет своих убеждений, люди стремятся стать как все. Но представьте, говорит он, «модных» Адама и Еву... Максима Гревцева волнует - какой должна стать русская культура, чтобы оправдать наше пребывание в Европе. «Как ты представляешь свою дальнейшую судьбу?». Максим отвечает: «У молодежи такая подчиненность внешней жизни, ее новым стандартам... Хочется, конечно, многого добиться, но при этом сохранить убеждения, воспитанные семьей и школой. Если не поступлю в аспирантуру, пойду работать учителем. Уверен в том, что проблема воспитания и образования для нас - ключевая. Если мы поднимемся, то только с их помощью, хотя этот процесс и более долгосрочный, чем в экономике».
...Чего же мы ждем от молодых? Сегодняшняя реальность требует людей, которые имели бы ясное представление об истории и культуре России, задачах государства и общества. Людей, действительно подготовленных для внешней свободы, которая возможна лишь тогда, когда человек способен выработать в себе свободу внутреннюю. Синоним этого понятия - внутренняя культура...
Еще несколько минут беседы, и он, торопясь на консультацию, растворился в толпе студентов. По лестнице, навстречу мне, плотными рядами поднимался молодой СГУ - иное человечество...