Российским можешь ты и быть, а гражданином...
Вопрос гражданства, как отметил первый заместитель председателя ГДСК И. Прокопенко, можно считать краеугольным камнем не только для России, но и для любой другой страны. Ведь именно гражданство во многом определят взаимоотношения человека с государством, определяет объем его прав и свобод. На общероссийском уровне «гражданский вопрос» можно отнести скорее к декларативным, определяющим Россию как государство. Рассматривая же эту проблему в краевом контексте, следует говорить уже конкретных шагах государства в рамках проводимой им геополитике на Юге России.
На Ставрополье только по официальным данным правоохранительных органов проживают более 38 тысяч человек без гражданства или же без вида на жительство. И это лишь официальные данные, которые эксперты неизменно корректируют в сторону увеличения. Миграционные процессы последнего десятилетия, как ни раз отмечалось, в корне изменили этнический состав населения Юга России и, если не пересмотреть нынешнюю сложную и громоздкую процедуру получения гражданства РФ, через несколько лет здесь не будет России. Именно так сейчас, как говорилось на заседании думского комитета, происходит в Чечне, где практически не осталось коренного русского населения. Ведь не секрет, что на новом месте представители малых народов Северного Кавказа обживаются раньше, а вот те, кто еще совсем недавно жил в «большой и братской семье» остаются не у дел.
Впрочем, несмотря на очевидность этнического фактора в этом вопросе, по данным краевой паспортно-визовой службы за получением гражданства в первую очередь обращаются русские, за ними следуют армяне и украинцы. Но трудности с прохождением всех бюрократических процедур возникают вне зависимости от этнической принадлежности.
Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае А. Селюков, (отметим, профессиональный правовед) признался, что до сих пор до конца не может разобраться во всех тонкостях и нюансах правовой базы, регулирующей получение гражданства. Только за последнее время четырежды менялись ее ключевые моменты, и если у юристов голова идет кругом, то у несведущих в подобных вопросах и подавно туман в голове. Законы, подзаконные акты, постановления правительства РФ, прецедентные постановления Конституционного суда России, ведомственные инструкции порой порождают замкнутый круг. Сегодня чтобы получить гражданство России иностранцу нужно пройти пятилетнюю «натурализацию». А если бабушке 82 года и все ее родственники граждане РФ, а она нет лишь потому, что вернулась доживать свой век с Украины к родным, справедливо ли подобным образом «натурализировать» пожилого человека?
Подобные «процедурные» вопросы возникают довольно часто. Нередко «гражданские казусы» возникают у военных, которые по воле служебных обстоятельств географически оказались за пределами России после распада Союза. Именно к этой категории относился Герой России прапорщик О. Орлов из дислоцированной в Таджикистане 201-й дивизии, который в прямом эфире в декабре прошлого года во время «прямой линии» с президентом РФ на всю страну попросил у В. Путина содействия в получении гражданства. Прапорщику повезло, но вот всем дозвониться до президента вряд ли удастся, горько шутили во время заседания комитета. В крае число воинских частей измеряется сотнями, и поэтому многие бывшие и нынешние военные, живущие на Ставрополье, не отказались бы пообщаться по этому поводу с Верховным Главнокомандующим...
Собравшиеся не стали отрицать, что до предела процедуру получения гражданства тоже упрощать нельзя. Те же 38 тысяч зарегистрированных «не граждан» Ставрополья порой не спешат это делать, иначе их отпрыскам «светит» призыв на военную службу. Но те, кто решил таким образом обезопасить чадо после 30 декабря нынешнего года могут остаться вообще без каких-либо документов и надежды на скорое их получение. Именно в этот срок заканчивается паспортная реформа.
Более 30 миллионов русскоязычных сейчас живет вне пределов России. Проблемы получения гражданства актуальны и злободневны. Ставрополье уже вовлечено в этот процесс. В ГДСК решено создать рабочую группу по выработке предложений и дополнений для доработки нынешнего законодательства, чтобы в дальнейшем направить их в нижнюю палату российского парламента.