Кровеносная система России
В том, что за этим сравнением кроется глубокий смысл, мы все убедились после страшного наводнения летом прошлого года. В конце июня – начале июля бешеный поток уничтожил в республиках Северного Кавказа, Ставропольском и Краснодарском краях 995,9 километра дорог общего пользования и 231 мост, была прервана связь со 115 населенными пунктами. Так что местом проведения традиционного совещания, на котором подводятся итоги работы отрасли за предыдущий год и намечаются задачи на текущий, руководство «Росавтодора» выбрало Южный федеральный округ не случайно.
- Мы хотим показать на конкретном примере, что дорожники в состоянии в очень сжатые сроки, в условиях ограниченного финансирования решать самые сложные задачи, - признался первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель государственной службы дорожного хозяйства И. Слюняев.
Весьма высоко оценил работу дорожников по ликвидации последствий наводнения выступивший на совещании полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе В. Казанцев. Уже 28 июня распоряжением Минтранса России был создан оперативный штаб, который возглавил И. Слюняев. В район бедствия срочно перебросили сотни единиц дорожной техники и автомобилей, доставили комплекты сборно-разборных мостов. В результате принятых мер уже четвертого июля по временной схеме было восстановлено движение по всей сети федеральных дорог ЮФО. А к исходу 2002 года было открыто автомобильное движение по дорогам протяженностью 907,5 километра, восстановлено 190 мостов. Объем выполненных работ составил свыше 1048 миллионов рублей.
Но жизнь не сводится к одним ЧП, какими бы масштабными они ни были. А потому полпред президента подробно описал положение с транспортными артериями в ЮФО и высказал конкретные предложения.
Губернатор края А. Черногоров, приветствуя гостей, тоже не скупился на слова признательности дорожникам, руководству «Росавтодора» и лично И. Слюняеву. А затем рассказал участникам совещания, что дорожная сеть края включает в себя почти семь тысяч километров, в том числе 800 километров федеральных дорог. Их реконструкция, ремонт, благоустройство крайне важны для оживления экономики. Но это требует значительных финансовых вложений. Между тем сейчас в крохотной Финляндии на содержание и строительство дорог выделяют примерно столько же денег, сколько в нашей необъятной России.
Проблема финансирования отрасли заняла центральное место и в отчетном докладе руководителя «Росавтодора» И. Слюняева. Начавшиеся в 2000 году налоговые новации и, в частности, ликвидация Федерального дорожного фонда, налогов на пользователей автодорогами беспокоят дорожников. Тем более что предложенные взамен источники финансирования ненадежны. Так, уже сегодня ясно, что пролоббированная нефтеперерабатывающими компаниями и одобренная законодателями схема взимания акцизов на ГСМ не срабатывает, что дорожники получают лишь малую часть предполагаемых отчислений. А потому и министр, и поддержавший его председатель бюджетного комитета верхней палаты парламента Е. Бушмин заявили о намерении добиваться безотлагательной корректировки этого закона.
Из 2001 в 2002 год «Росавтодор» перешел с 353 объектами. Из них сейчас финансируется только 53, поскольку денег не хватает. К сожалению, как позже на пресс-конференции признался И. Слюняев, трасса из Кисловодска через Карачаево-Черкесию к Черному морю, о которой упоминал президент В. Путин во время своего посещения Кавминвод, в перечень первоочередных объектов не попала.
Десять лет дорожники России жили согласно своей «конституции» – закону о дорожных фондах. С 1 января 2003 года он прекратил. Поэтому и И. Слюняев, и другие участники совещания подчеркивали, сколь необходимо как можно быстрее завершить разработку и принять закон об автомобильных дорогах. Кроме того, большие надежды дорожники возлагают на готовящиеся проекты законов о платных дорогах и о концессии в дорожном строительстве.
Среди тех проблем, которые поднимали в своих выступлениях президенты Кабардино-Балкарии В. Коков, Северной Осетии – Алании А. Дзасохов и Карачаево-Черкесии В. Семенов, я бы выделил круглогодичную безопасную эксплуатацию горных дорог, особенно тех, что ведут к таким всемирно известным курортам, как Приэльбрусье и Домбай. Соответствующие технологии защиты от снежных лавин, селей, камнепадов разработаны и в нашей стране, и за рубежом. Важно их использовать на деле. Прямо на совещании, в ходе обсуждения с В. Казанцевым и И. Слюняевым, была достигнута предварительная договоренность о создании специализированного подразделения, которое будет базироваться во Владикавказе, а его филиалы – в других республиках Северного Кавказа.
Свое мнение о реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 г.г.» высказали заместитель полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе А. Герасименко, председатель профильного комитета Государственной Думы РФ М. Шакун, зам. председателя бюджетного комитета Совета Федерации С. Орлова и многие другие. Участвовал в работе совещания и сенатор от Ставропольского края А. Лысяков.
Дорожники России приняли решение, в котором отметили, что при ограниченных финансовых ресурсах годовая программа работ по строительству и реконструкции федеральных автомобильных дорог была все же выполнена. «Росавтодору» в итоговом документе предписано завершить в 2003 году восстановление объектов дорожного хозяйства, пострадавших в результате стихийного бедствия на Юге России, а также выполнить целый комплекс мероприятий по совершенствованию механизма финансирования и организации дорожного хозяйства.
Было на совещании и одно приятное неофициальное действо: его участники тепло поздравили В. Казанцева с днем рождения, который совпал с датой проведения Всероссийского форума дорожников.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
