Куплю миноискатель. Срочно
Предпринятые им тогда попытки организовать в Маджарах археологический заповедник не увенчались успехом. Прошло почти столетие, но проблема охраны и исследования уникального памятника истории Северного Кавказа остается поныне открытой…
Куплю миноискатель. Срочно
Объявлений подобного рода в рекламных изданиях Буденновска пока нет, но на бытовом уровне нередко приходится сталкиваться с людьми, зондирующими возможность приобретения у военных главного саперного инструмента. Буквально на днях с подобной просьбой обратились и ко мне. На недоуменный вопрос «а зачем?» собеседник хитро улыбнулся и попытался успокоить: мол, не бойся, не мины искать. Тогда зачем?
…Удачно замаскировав машину, мы вместе с директором музея истории Буденновского района Юрием Обуховым терпеливо смотрим на припорошенные снегом делянки бывших садов и виноградников Кумской долины, где на десятках гектаров и находится памятник истории и культуры федерального значения «Городище Маджары». Звучит на словах весомо, а на деле это в большей своей части заросшие камышом земли, принадлежащие сельхозпредприятию «Янтарь» и бывшей опытной станции виноградарства и виноделия. Паханые-перепаханые, они и до наших дней хранят немало тайн, способных пролить свет на золотоордынские времена. Ведь Маджары были крупнейшим городом Орды на Северном Кавказе, в силу своего выгодного географического расположения оказывая огромное влияние на кочевое население степных просторов. Сегодня городище интересует далеко не специалистов и ученых.
- А вот и наш любитель старины, - прерывает свой рассказ об истории Юрий Обухов и показывает рукой в сторону поля, по которому неспеша идет человек. – Ходит сюда как на работу. Экипирован по высшему разряду.
В бинокль видно, как незнакомец отложил в сторону что-то похожее на металлоискатель и стал тщательно перебирать подмороженную землю. Директор музея начинает слегка злиться, ведь он хорошо знает фамилию человека, сделавшего поиски предметов старины на городище весьма прибыльным бизнесом, как и многих других, регулярно приезжающих в Кумскую долину. Но в его полномочия не входит охрана городища. А душа разрывается от мысли, что редкие находки попадают в посторонние – корыстные – руки.
На городище нередко можно видеть довольно много народу, в основном наивных любителей, наслушавшихся рассказов о золотых «залежах». Такие, слава богу, уходят с пустыми руками. А вот «профессионалы», способные разглядеть в комочке земли ценную вещицу, - это уже серьезно. Часами метр за метром рыщут они по заповедной зоне. И находят.
В каждой находке – сенсация
Не изменила удача и человеку, за которым мы так долго наблюдали. Много лет назад Юрий Обухов, давно занимающийся самодеятельным изучением Маджар, нашел небольшой обломок плиты, на котором просматривалась арабская вязь. И ведь надо же такому случиться, что через пять лет оставшуюся часть камня находит вышеупомянутый искатель. Юрий вспоминает, что был поражен, когда оба куска камня были совмещены и удалось полностью прочитать выбитую надпись: «В десятый день месяца рабби ал-авваль года семьсот пятьдесят шестого» (26 марта 1355 г. в современном летоисчислении). До наших дней сохранилось мизерное число подобных надписей.
Где должна находиться такая редкость? Конечно, в музее, скажете вы, и глубоко ошибетесь. Свою часть камня Юрий сохранил, а куда делась вторая – остается только догадываться. Скорее всего, продана в частную коллекцию. Такова судьба большинства маджарских находок. Почему их делают частные лица, а не ученые, думаю, пояснять не надо.
Сокровища султанов
В разные годы на городище находили оригинальные монеты. Наибольший интерес ученых и нумизматов вызывают золотые монеты делийских султанов, поступившие в Орду в XIV веке. В настоящее время динары в основном хранятся опять-таки в частных коллекциях и занесены в каталог Британского музея. Именно индийские монеты дают возможность предполагать достаточно развитые торговые связи золотоордынского города в его выгодном географическом расположении, на месте пересечения торговых путей, ведущих в Закавказье, к нижнему Поволжью и Дону.
Представляете, какой пласт истории по сегодняшний день основательно так и не изучен?
В 1994 году в пахотном слое Маджар была найдена китайская бронзовая монета с квадратным отверстием в центре. Возможно, ее завез в Маджары один из воинов Золотой Орды…
Между тем, пока мы годами рассуждаем о ценности Маджар, сетуем на нехватку средств для организации экспедиций, «поисковики» времени зря не теряют. Вместо одиночек на городище приезжают уже целые группы любителей старины, разбивают палатки и тщательно исследуют территорию заброшенного древнего города.
А в минувшем году была предпринята попытка построить на части городища… пруды для разведения рыбы. Что могло попасть при этом в ковш экскаватора – можно только гадать.
Позволим грабить дальше?
Ситуация с памятником федерального значения «Городище Маджары» ныне выглядит так. Сельхозпредприятию «Янтарь» эти земли переданы в качестве коллективно-долевой собственности и являются уставным капиталом. Поэтому сельчане на законных основаниях пашут, сеют, выполняют другие виды работ. Для того чтобы создать в Кумской долине охраняемый памятник-заповедник, государству в лице Министерства культуры РФ на основании действующего законодательства надо выкупить земли городища у СХП «Янтарь». Работающим на полях трактористам важно, что растет на земле, а не то, что в ней спрятано.
Судьба городища вызывает озабоченность и у местной власти. Именно от ее принципиальной позиции зависит, в частности, масштаб хозяйственной деятельности на этой земле.
- От сельхозпредприятия «Янтарь» мы требуем проведения вспашки на глубине не более 15 сантиметров, - поясняет заместитель главы Буденновской тергосадминистрации А. Простынчук. – Для полного же изучения исторического памятника прежде всего необходимо государственное финансирование раскопок. У нас есть снимок Маджар из космоса, на котором просматриваются улицы древнего города. Можно сказать, что на глубинах от метра и более Маджары практически не изучены. Выполнение на городище хотя бы части работ позволило бы включить посещение памятника в разрабатываемые нами туристические маршруты. Но – если только будут деньги и начнутся раскопки.
Что еще можно сделать? На первоначальном этапе постараться создать музей под открытым небом. Объединить разрозненные частные коллекции и систематизировать находки последних лет. Назрела необходимость издания каталога маджарских находок. Ведь только в коллекции Юрия Обухова их более тысячи. Инициатором этих начинаний мог бы выступить Буденновский городской краеведческий музей, где также хранятся находки с городища.
* * *
...Человек в поле, видимо, опять что-то нашел, и нервы у Обухова не выдержали. Он выскочил из машины, размахивая руками, бросился бежать, да разве далеко пробежишь по пахоте? Минута – и грабитель скрылся в камышах. Что в этот раз он унес в своих карманах?