На весь Ставрополь, где проживает около 400 тыс. человек, таких «веселых» заведений только четыре: два в Промышленном районе – на Фроленко и Кулакова, в Октябрьском районе – на Победы и в Ленинском – на Маяковского. Очередь там занимают с утра, часиков с шести, а то и раньше, – как за хлебом в голодный год. Представьте себе: сотня человек мучается в ожидании (кто-то уходит, не выдержав, чтобы появиться завтра) и злобно ругает власть. Самое удивительное, что люди страдают за свои же деньги…

Эти заведения, где принимают от населения плату за газ, называются «расчетные узлы», они принадлежат акционерному обществу «Ставропольгоргаз». Сие предприятие примечательно во многих отношениях и прежде всего методами работы с клиентами. Это же надо – доводить в очередях до бешенства людей, которые принесли тебе деньги! Ведь они могут плюнуть и уйти – надолго…

Почему, например, за свет, телефон, другие услуги можно заплатить на почте, в сберкассе, РКЦ, а за газ – только в четырех «точках»?

По словам Р. Мординой, директора по финансам и экономике «Ставропольгоргаза», предприятие не имеет дополнительных средств, чтобы увеличить число расчетных узлов и обслуживающего персонала. Сейчас в распоряжении барышень одиннадцать компьютеров. Очереди – явление временное, как бы сезонное, и к апрелю все «рассосется», потому что люди «стараются заплатить сразу за несколько месяцев». (А не в этом ли изюминка: «промариновать» человека в очереди так, чтобы он заплатил авансом за полгода? – А. В.). На время обслуживания влияет и распоряжение «Ставрополькрайгаза» о сверке расчетов с населением с 1 января этого года – проверяют кучу документов: домовые книги, техпаспорта и т. д.

Р. Мордина посетовала, что население должно за потребленный газ 3 млн. рублей, в январе за голубое топливо заплатили примерно 80% горожан. Что, в общем-то, является отличным результатом, учитывая «четырехточечное» обслуживание.

И все-таки, почему не прибегнуть к услугам Сбербанка, почтовой связи или специализированного расчетно-кассового центра? Ларчик открывается просто: за их услуги надо платить определенный процент – несколько миллионов рублей. А «Ставропольгоргаз» не хочет терять эти деньги. То есть лучше мучить чужих людей в очередях, чем потерять в «своих» доходах.

Выходит, ситуация безвыходная? Не совсем так. Как бы в шутку Р. Мордина посоветовала горожанам не спешить – мол, если кто-то придет платить в апреле или марте – ничего страшного. Нетрудно догадаться, как отнесется к этой «шутке» ООО «Ставропольрегионгаз» – оптовый реализатор газа в крае, которому «Ставропольгоргаз» задолжал за поставки голубого топлива более 100 млн. рублей. Может быть, отчасти и поэтому с 1 июля 2003 года «Ставропольрегионгаз» берет вопросы сбыта газа населению в свои руки, обещая не допустить очередей. Может быть, нам подождать до 1 июля?..

Андрей ВОЛОДЧЕНКО