На «Звездной дороге»

– Да, фантастических книг издается немало. Но разнообразие их кажущееся. Сегодня на книжном рынке фантастика существует в виде книжных серий, у каждой из которых достаточно жесткие рамки. Шаг влево, шаг вправо – и произведение почти наверняка будет отвергнуто издателем. Стоит ли говорить, как пагубно сказывается такая ситуация на развитии литературы. Даже очень талантливый писатель, угодивший в издательский конвейер, сильно рискует утратить себя, предать свой талант. Вот тут на помощь и может прийти журнал, в котором найдется место для вещей нешаблонных, в чем-то новаторских, но обязательно высокохудожественных.

– Можно ли сформулировать кредо журнала?

– Хороший вопросик… Если совсем коротко, «Звездная дорога» должна быть интересной. Такой, где каждый текст (художественный или критический) был бы как удар под дых – чтоб дыхание перехватывало. Мы печатаем дебютантов (талантливых молодых фантастов в России много). Представляем российским читателям современную переводную фантастику… А вообще, никаких табу – стилевых или тематических – устанавливать мы не стали. Любая фантастика хороша, кроме банальной и скучной.

– И какими открытиями вы уже можете похвастаться?

– Я надеюсь, обратили на себя внимание рассказы рижанки Лоры Андроновой, нижегородца Сергея Барсова, москвича Олега Овчинникова, петербурженки Ольги Лукас. Это начинающие авторы, но пишут для нас и признанные мастера: Геннадий Прашкевич, Василий Головачев, Алан Кубатиев… Из более молодых, но уже завоевавших известность – Олег Дивов, Владимир Васильев, Елена Хаецкая… Были открытия и в западной фантастике: скажем, автор популярных «космических опер» Лоис Макмастер Буджолд появилась на наших страницах с рассказом в духе «фантастического реализма».

– А на какого читателя ориентирован журнал?

– На думающего и неравнодушного. А такие встречаются в разных возрастных категориях и в разных социальных слоях. Хотя и о том, что фантастику в основном читает молодежь (студенты, старшеклассники), редакция забывать не собирается.

– Примерное соотношение прозы и публицистики в «ЗД»?

– Проза занимает 70% журнального объема; критика, новости, колонки обозревателей – все остальное. Мне кажется, это соотношение примерно соответствует распределению читателей в зависимости от их пристрастий: около 70% покупают журнал ради повестей и рассказов, но есть и те, кто интересуется литпроцессом – следит за рецензиями, хочет знать, кому достались премии, и т. п.

– И последний вопрос: почему именно Ставрополь?

– То есть как это почему? «Звездная дорога» – российский журнал. Он издается для жителей России. Где же и продаваться ему, как не в Ставрополе, Саратове, Воронеже, Новосибирске? Ну и в Москве, разумеется…

Игорь БЕРЕГ