00:00, 1 февраля 2003 года

Сестричка

Она и сегодня неугомонная, общительная. Диву даешься, откуда в этой хрупкой женщине столько энергии. И в том, что ставропольский городской клуб "Фронтовичка", который она бессменно возглавляет вот уже четырнадцатый год, называют клубом доброты и внимания, немалая ее заслуга.

Звоню Тамаре Петровне по телефону, справляюсь о здоровье. Она в ответ сетует: "Забыла некоторых своих девчат назвать, когда спрашивали для доклада на юбилей освобождения краевого центра. О женщинах-фронтовичках мало знают...". На собственные болячки не жалуется, хотя скоро этой удивительной женщине исполняется ни много ни мало восемьдесят лет...

Томочка, как ее называли в юности, была беззаботной хохотушкой. Всегда весела, всегда в окружении друзей. Вместе они строили планы на будущую, обязательно счастливую жизнь. Тоненькая, как тростиночка, она была удивительно хороша в единственном своем голубом платье, гармонирующем с белокурыми локонами и серо-голубыми огромными глазами. Такой она встретила войну, которая опрокинула планы, унесла в небытие ее юность.

Свидетельство об окончании Свердловской фельдшерской школы девчонки получили через несколько дней после начала Великой Отечественной. Не было у них ни выпускного бала, ни торжественного собрания. Просились сразу на фронт, но в военкомате отказали, сославшись на их молодость и отсутствие опыта.

Практических навыков молодой фельдшер набиралась на врачебном участке железнодорожной станции Исеть. Работала одновременно за врача, медсестру, акушерку, педиатра. На вызовы ходила летом пешком, зимой - на лыжах с тяжелой медицинской сумкой (участок был радиусом 25 километров). На станцию прибывали эвакуированные, успевала и им оказывать помощь...

Тем временем на Урале шло формирование свежих воинских частей. Осенью 1942-го Тамара и четыре ее ровесницы обратились прямо к командиру части, следовавшей на фронт. Девушек зачислили в распоряжение начальника 182-го эвакопункта. Выдали им огромные валенки и шинели. Погрузились в теплушки. Эвакопункт следовал на Орловско-Курское направление.

Тамара Петровна вспоминает: "Раненых в нашем эвакопункте мы должны были накормить, перевязать, если требовалось, прооперировать и подготовить к транспортировке. Случалось, нас бомбили. Легкораненые уходили в укрытия. Обслуживающий персонал оставался вместе с тяжелоранеными, и мы по возможности поднимали дух, отвлекали от мрачных мыслей любыми способами: читали стихи, чаще Пушкина, Лермонтова...

А сколько нам, в основном девчонкам, приходилось перетаскивать беспомощных, потерявших много крови и сил бойцов. На спине, на носилках, просто на руках. Кроме того, приходилось ставить палатки, топить печи, мыть полы, стирать белье...".

Нет, трудностей они не боялись. И за свою жизнь (видно, по молодости) не особенно опасались. Самое страшное было почти ежедневно видеть умирающих раненых. Разве можно подсчитать, сколько раз с горьким бессилием смотрели в навсегда закрывшиеся глаза совсем еще молодых парней.

Навсегда в памяти Тамары Петровны остался танкист Ваня Коптяков, у которого были необожженными только ладони и ступни. Он спал стоя и во время перевязок не стонал, лишь сильно сжимал ладонями руки медсестры, но выжил и потом продолжал воевать. Заезжал в госпиталь, чтобы поцеловать руки медсестры, на которых после перевязок стальными своими пальцами оставлял темные подтеки синяков. Столько лет прошло, но разве такое забывается?

Ныне стерлись из памяти названия населенных пунктов, по которым пришлось пройти за два военных года, но слова благодарности спасенных бойцов ей не забыть никогда.

Войну Тамара закончила младшим лейтенантом медицинской службы. Страстное желание учиться привело ее в Донской сельскохозяйственный институт, который закончила с отличием. В 1966 году она, уже мать двоих детей, защищает диссертацию на соискание степени кандидата биологических наук. Почти двадцать лет работает на кафедре ботаники и физиологии растений Ставропольского сельскохозяйственного института, где до сих пор о ней вспоминают с теплотой и уважением. В музее истории вуза экспонируются материалы, которые повествуют об этой стойкой женщине с судьбой фронтовой сестрички.

Ирина МАЛЯВКО