00:00, 22 января 2003 года

"Троянский конь" Починка

Если вкратце, то суть проблемы такова. Взамен Единой тарифной сетки, как уже давно об этом говорят, теперь предлагается ввести для каждой бюджетной отрасли - образования, здравоохранения, культуры - свою систему оплаты труда. "Отцом" новой реформы называют Александра Починка. Различные ведомства будут сами для своей отрасли разрабатывать систему оплаты труда, которая будет носить рекомендательный характер. Основные споры разворачиваются именно вокруг этого факта.

Если говорить об образовании, то все выступавшие отмечали, что фиксированным для учителей будет лишь заработок за учебную нагрузку. Остальное - то есть доплаты за стаж, выплата льгот и т.д. - носит рекомендательный характер. Всем понятно, что это означает, но под концепцию заложена еще одна "бомба". Платить зарплату по отраслям будут регионы. В результате, возможно, у нас будет 89 систем оплаты труда учителей - по числу субъектов РФ. Но и это еще не все.

Непонятно, кто в регионе на новом уровне будет платить зарплату, кто - содержать образовательные учреждения, кто, наконец, возить сельских детей в школу. Вся нынешняя система финансирования бюджетных отраслей, если "Концепция" будет принята без изменений, окажется разрушенной, при этом, как обычно, никто не знает, что собираются строить взамен и возможно ли построить.

Об этом говорили в своих выступлениях на депутатских слушаниях министр образования СК А. Шабалдас, заместитель председателя правительства СК - министр финансов края Т. Погорелова, член комитета Госдумы края по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ М. Кузьмин, председатель краевого профсоюза работников народного образования и науки Л. Кораблева, депутаты, главы местных администраций, директора школ и заведующие роно.

На некоторых выступлениях хотелось бы остановиться особо. Так, А. Шабалдас подчеркнул, что сейчас по ЕТС учитель, проработавший в школе восемь лет, получает прибавку к зарплате в 60 процентов, по новому положению этот прирост составит лишь 26 процентов. Это означает отток из школы самых работоспособных кадров.

Т. Погорелова, признавая недостатки действующей сегодня системы оплаты труда, отметила, что новая "Концепция" принимается исключительно не вовремя. Субъекты РФ переживают тяжелый период, связанный с перманентным характером налоговой реформы, про которую, по словам министра финансов края, можно сказать одно: никаких закономерностей в ее проведении не наблюдается и возможности прогнозировать доходы даже на короткий срок нет. Введение новой системы, как подчеркнула Т. Погорелова, возможно было бы лишь с принятием закона о выравнивании доходов субъектов Федерации, который существует в ряде стран Европы. Мы же пытаемся, как всегда, взять чужой опыт, не соотнося его со своими условиями.

В выступлении Л. Кораблевой речь шла о том, что профсоюзы России уже обратились к работникам бюджетной сферы с предложением провести в феврале (ориентировочно 26-28) всероссийские коллективные действия протеста против принятия предложенной концепции оплаты труда.

"Троянским конем" назвала проект директор лицея N 8 Ставрополя В. Новикова. А директор Невинномысской гимназии N 10 "Лик" А. Калкаев прочитал из "Концепции" абзац о том, что школа ориентируется на принцип зарабатывания средств образовательными услугами, на спонсорские деньги для доплат учителям. По его словам, это грозит переходом к платному образованию вообще.

Депутаты приняли рекомендации, в которых говорится, что переход к отраслевой системе оплаты труда для работников образования грозит им крайне низким уровнем доходов, особенно молодым специалистам. Отдельно отмечается введение не фиксированных, а лишь рекомендуемых размеров ставок и должностных окладов работников бюджетной сферы. Участники слушаний рекомендовали включить в состав межведомственной комиссии по доработке проекта "Концепции" представителей органов местного самоуправления, практических работников сферы образования; обратиться с законодательной инициативой в Госдуму России увеличить с 1 октября 2003 года зарплату работникам образования не менее чем в 2 раза; информацию по результатам доработки проекта отраслевой оплаты труда заслушать на заседании ГДСК.

Мы же, в свою очередь, предлагаем обсудить проект концепции реформирования системы оплаты труда учителей на страницах газеты.